Время новостей
     N°49, 21 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.03.2001
Пришел солдат с фронта
Сергей Ястржембский после трех лет метаний и относительного прозябания на ниве пропаганды операции федеральных войск в Чечне, наконец, вернулся в Кремль как бы по-настоящему. Если не на белом коне, то на каком-то ином транспортном средстве, сравнимым с типичным кремлевским «БМВ», которому Сергей Владимирович, едва вырвавшись из объятий Юрия Лужкова, выхлопотал тот же номер, какой был у машины Ястржембского - пресс-секретаря президента Ельцина. Жест, оцененный чиновниками по достоинству.

Вчера Сергей Ястржембский собрал свой первый брифинг в качестве оперативно управляющего новой структурой администрации президета. Как он объяснил трем десяткам собравшихся журналистов, своим рождением Информационное управление обязано в наибольшей степени именно журналистам. Они так много и убедительно писали о том, насколько безобразно в Кремле обстоят дела с инфомационным обеспечением собственной деятельности, а попросту говоря, с пиаром, что там, наконец-то, задумались. И приняли меры. Естественным образом на амбразуру был брошен или сам бросился Сергей Ястржембский, переживший в ходе своей карьеры немало. Свой первый брифинг он провел на новом месте - не в Кремле, правда, а на Старой площади - элегантно и напористо (стало видно, что не только журналисты соскучились по нему, но и он по ним). Он энергично рассказал про четыре направления работы вверенного ему управления и решительно опроверг те сорок бочек арестантов, которые уже успели вылить на читателей любезные ему журналисты, писавшие в течение последних недель о грядущем воцарении Ястржембского в Кремле. Управление, объяснил его временный глава, будет преследовать следующие цели: координация деятельности пресс-служб и пресс-секретарей всех органов федеральной исполнительной власти; выработка алгоритма информационной деятельности государства в чрезвычайных ситуациях или в ходе спецмероприятий (в диапазоне «угон самолета - затопление «Мира»); координация взаимодействия государств с отечественными СМИ и с западными журналистами. Первая задача - отстроить многочисленные пресс-службы и обслуживаемых ими чиновников, которые то и дело позволяют себе говорить все, что Бог на душу положит, - по словам Ястржембского, будет решаться непростым способом «работы с людьми, разъяснения» и путем применения прочих воспитательных методов. Вторая задача - экстремальный "пиар" - по мнению Ястржембского, еще сложней и потребует специальных интеллектуальных усилий, поскольку на этот счет у нас нет никаких профессиональных методик и разработок. Координация работы со СМИ особого беспокойства у координатора, похоже, не вызывает: скорей всего, потому что он считает свой опыт в этой области уникальным, что, наверное, справедливо.

Кадрами, как и прочие его коллеги, Сергей Ястржембский не богат. Пока, по его выражению, у него есть реальных «восемь штыков» из положенных двадцати, и все они - из печально известного чеченского агитподразделения. Что касается иных кадров, то известно лишь, что постоянным главой управления планируется сделать одного из заместителей президента «Интерфакса» Михаила Комиссара - Игоря Поршнева.

Отдельно помощник президента подчеркнул, что новое управление, по его замыслу, не должно быть публичным: «наше место - в тиши кабинетов, в тени». Там, в тенистых кабинетах Старой площади, как планирует Ястржембский, должен проводится качественных информационный мониторинг, создаваться достоверные социо-политические прогнозы и писаться умная аналитика. Чтобы затем - на основе этого материала - управление выносило свои рекомендации-предписания специально обученным государственным пиар-людям: как им себя вести, на что образать внимание и что про что говорить. Сергей Ястржембский категорически опроверг целый ряд намеков, догадок и подозрений: во-первых, в том, что Информационное управление станет органом федеральной цензуры, во-вторых, в том, что Ястржембский хочет опять стать говорящей головой Кремля, в-третьих, что новая структура превратится во «всероссийский пресс-центр» (его собственное выражение).

Между тем, практически весь перечень задач полностью совпадает с задачами, поставленными не так давно перед Экспертным управлением и главным управлением по внутренней политике администрации (курируемого Владиславом Сурковым), внутри которого даже есть специальное подразделение. То ли у этого управления до таких задач не дошли руки, то ли координация чего бы то ни было в России в принципе невозможна - но теперь очередь попробовать дошла до Ястржембского. Что в свою очередь, автоматически обозначает и первую линию напряженности, которая обязательно возникнет между новой структурой и уже действующими Сергею Ястржембскому, с одной стороны, будет чрезвычайно трудно конкурировать и уживаться с технократическим лоббистом Сурковым влияние которого весьма высоко. С другой стороны, нынешней пресс-службе президента во главе с пресс-секретарем Путина Алексеем Громовым - человеком, который принципиально не занимается политикой - будет трудно поверить в формальные заявления Ястржембского о том, что сфера их компетенций нигде не пересекается. Совершенно туманны пока вопросы реального, а не формального подчинения новой структуры, принципы ее взаимоотношений с министром Михаилом Лесиным и прочие мелочи.

Словом, идея хороша, но перспективы ее большого оптимизма покуда не вызывают.

Татьяна МАЛКИНА