Время новостей
     N°49, 21 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.03.2001
Дикий белок
В Москве нарастает коровья паника
Сенсационная новость прозвучала вчера на пресс-конференции главного инфекциониста Минздрава России Мэлса Турьянова. Он сообщил, что жертвы коровьего бешенства, или губчатой энцефалопатии, есть и в России: в прошлом году в Москве от нее умерли три человека. На «родине» же болезни, в Англии, число жертв приблизилось к 80. Г-н Турьянов считает, что к этим цифрам надо отнестись крайне серьезно. Развивая тему, он провел параллель с 1981 годом, когда было всего 11 человек, больных СПИДом.

Однако заместитель директора Института нейрохирургии Александр Потапов решительно опроверг тот факт, что в институтской клинике скончались трое больных болезнью Крейцфельдта--Якоба (как еще называют коровье бешенство). «У нас никогда не было таких больных, -- сказал он. -- Наши нейрохирурги знают об этом заболевании только по медицинской литературе». Таким образом, речь, возможно, идет не столько об угрозе заболевания, сколько об угрозе паники, вызванной всевозможными апокалиптическими слухами. Тем не менее о серьезности ситуации министру сельского хозяйства Алексею Гордееву напомнил вчера президент Владимир Путин. Он подчеркнул, что следует сделать все, "чтобы избежать тех проблем, которые стоят в Западной Европе из-за болезни животных".

Проблемы с коровьим бешенством впервые возникли в Англии в 1980 году: коровы внезапно становились агрессивными, потом впадали в паралич и умирали. Тогда в Великобритании забили 200 тысяч голов крупного рогатого скота. Потом болезнь пришла и на материк: сегодня здесь около 230 тысяч заболевших животных. Ученые, как сказал главный инфекционист, еще очень мало знают об этой болезни. Известно -- и это настоящая сенсация, -- что возбудитель ее совершенно уникален: это белок. Белок прион, который находится в каждом человеческом организме. Но никто толком не знает, отчего он вдруг начинает мутировать. Есть предположение, что причина коровьего бешенства в том, что млекопитающие едят «себе подобных». В рацион коров на фермах входит костно-мясная мука. Признаки похожей болезни, считают ученые, наблюдались и у людей. А именно у каннибалов Новой Гвинеи, питавшихся своими врагами. Они называли эту болезнь «куру». В Европе болезнь Крейцфельдта--Якоба тоже известна достаточно давно. Но раньше она поражала только пожилых людей, и считалось, что это просто старческое слабоумие, «разжижение мозгов». Сегодня же возрастной порог болезни существенно снизился.

Против губчатой энцефалопатии нет ни лекарств, ни вакцин, и вряд ли они будут созданы в ближайшие годы -- болезнь смертельна. Дополнительную проблему представляет тот факт, что болезнью Крейцфельдта--Якоба можно заразиться не только через пищу. Известны случаи заражения при переливании крови и при трансплантации органов. Например, пересадка роговицы уже считается «доказанной опасностью». Опасность может таить в себе даже продукция косметической индустрии, ведь во многих кремах, гелях и т.п. используются продукты переработки животноводства.

Правда, недавно в США создан научный центр по изучению этой болезни с филиалом в Англии. Но о каких-либо серьезных успехах говорить пока не приходится. Беда в том, что коровье бешенство относится к числу «медленных» инфекций: инкубационный период подчас достигает десятков лет. То есть человек уже инфицирован, но долгие годы может об этом и не подозревать. То же и с животными. А чтобы узнать, заражено ли оно, нужно сделать пробу, стоимость которой 7 тысяч долларов.

В России случаев заболевания коров бешенством пока не зарегистрировано, но костная мука на всякий случай исключена из их рациона. Что касается импортного мяса, то оно проходит проверку во Владимирской области, во ВНИИ защиты животных. На вопрос же корреспондента газеты «Время новостей», сколько проб могут сделать в институте, если одна стоит 7 тысяч долларов, г-н Турьянов ответил, что именно из-за их дороговизны весьма скептически относится к заявлениям о полной безвредности импортного мяса. «Мы можем только догадываться, -- сказал он, -- какое мясо нам везут».

Елена БОЛДЫРЕВА