Время новостей
     N°151, 18 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.08.2003
Пятилетка без дефолта
Верим в худшее, готовимся к лучшему
Более 40% россиян полагают вполне возможным повторение крупного финансового кризиса в стране уже в этом или в следующем году. Такой практически одинаковый результат зафиксирован опросами, который провели накануне пятилетнего юбилея событий 17 августа 1998 года три ведущих центра по изучению общественного мнения -- фонд «Общественное мнение» (ФОМ), ВЦИОМ и «РОМИР-мониторинг». Любопытно, что и доля респондентов, полагающих, что они «сильно пострадали» от событий пятилетней давности, также превышает 40%. Разумеется, время лечит -- сразу после дефолта, согласно данным ФОМ, эта доля была еще вдвое выше. Изменился с тех пор и взгляд на то, кто был «главным виновником» кризиса: по горячим следам в этой роли 67% видели президента Ельцина, теперь же количество его обвинителей сократилось вдвое, а среди других «виноватых» лидируют правительства Гайдара, Черномырдина и Кириенко. Ни ЦБ, ни МВФ, ни крупные комбанки, ни Дума с Советом Федерации таких эмоций не вызывают. При этом ВЦИОМ констатирует, что почти вдвое (до 47%) повысилась по сравнению с 1999 годом доля считающих, что Россия постепенно выходит из того кризиса, и практически вдвое же (до 33%) снизилась доля тех, кто думает, что страна еще долго не сможет из него выйти.

То, что общество, пережившее кризис и потери (причем неоднократные), оценивает нынешнюю ситуацию и перспективы хуже, чем аналитики и инвесторы, -- не новость. Оно право в том смысле, что его почти никогда не предупреждают о грядущих бедах, а иногда просто сознательно скрывают их приближение (вроде готовившихся конфискационных денежных реформ). Да и текущее положение дел россияне будут готовы оценивать по-настоящему позитивно, только если это положение улучшится фундаментально, а не частично.

Между тем по всем существующим критериям Россия не просто «постепенно выходит» из кризиса 1998 года, а превзошла предкризисный уровень -- размерами производства, доходами населения, реальным уровнем пенсий, вкладами в банках. У страны принципиально иное положение с точки зрения ее внутреннего и внешнего долга. Даже злосчастный кредит МВФ, который Россия взяла в тщетной попытке отсрочить «17 августа», она способна теперь не просто погасить, а готова сделать это досрочно. И уж совсем уникальная для нашей экономической истории новость: руководство МВФ готово сделать российский рубль одной из своих расчетных валют, с тем чтобы выдавать свои кредиты другим странам СНГ в том числе и рублями.

В общем, все эти годы «судьба Евгения хранила» и даже принесла такую неприятность, как перенасыщение рынка деньгами. Собственно, как раз это -- в виде дорожающей недвижимости, массовой скупки импортных автомобилей (аж до очередей доходит), растущих в ряде секторов экономики зарплат -- и настораживает российское общественное мнение, которое вспоминает: вот так же все и выглядело в 1998-м, вот такие же и шли бешеные деньги, вот все так и начиналось...

Однако общественное мнение -- это действительно не мнение аналитиков. Общество, по крайней мере на нашем уровне развития, не обязано фиксировать и сопоставлять бешеные, нереальные ставки по банковским вкладам в 1998 году (один из верных признаков финансового нездоровья) и умеренные, даже скудные, причем продолжающие снижаться нынешние ставки. Оно не будет сопоставлять огромный дефицит тогдашнего бюджета, дырки которого покрывались государственными бумагами по невероятно высоким процентам, и вполне финансово приемлемый, даже с профицитом, бюджет этого и будущего года, подкрепленный совсем уж невероятным для России правительственным финрезервом и самыми большими в нашей истории резервами Центробанка. Мы сегодня также имеем плавающий курс рубля вместо тогдашнего стабильного, по сути фиксированного курса, послужившего раздражителем и приманкой для финансовых спекулянтов, как только ситуация на мировых рынках зашаталась. В общем, мы много чего имеем хорошего, чего не имели тогда, и много чего не имеем плохого из своего прошлого пятилетней давности, чтобы сказать: предпосылок для нового дефолта на ближайшее будущее у нас нет, и даже если нефтяные цены вдруг обвалятся, как в 1998-м, то какое-то время мы теперь вполне выдержим (ведь и тогда они упали до «дна» лишь на несколько месяцев). В общем, имеются достаточные возможности справить и вторую пятилетку без дефолта.

Если и существуют угрозы нашему экономическому будущему, то сегодня они находятся за пределами экономики. И станут реальными они тогда, когда и если наша политика выйдет за пределы здравого смысла. Но в таком случае это будет чисто рукотворный кризис, на голом месте, при хорошей погоде.

Владимир ЛОЕВЕЦКИЙ