Время новостей
     N°150, 15 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.08.2003
Памяти Льва Кербеля
На 86-м году скончался скульптор Лев Кербель. Последний из плеяды советских монументалистов 60--80-х годов XX века, чьи творения во многом определяли визуальный образ эпохи «развитого социализма». Если вы путешествовали по России в период брежневского застоя и собирали на память открытки разных городов, то конечно же помните, что на конвертах непременно репродуцировалась главная местная достопримечательность -- памятник Ильичу. Если ваш маршрут пролегал по городам Москва, Смоленск, Кемерово, Полтава, Сыктывкар, Липецк, лениниана Кербеля у вас в домашнем архиве. Ведь во всех перечисленных городах были установлены памятники вождю мирового пролетариата, сооруженные по проектам Льва Кербеля.

Сам Лев Ефимович родился в семье приказчика в местечке Семеновка Черниговской губернии. Имел счастливую творческую судьбу, в которой принимала участие Надежда Крупская, оценившая лениниану начинающего скульптора. Кербель учился в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова у лучших советских скульпторов -- от А.Т. Матвеева до В.И. Мухиной. Добровольцем ушел на фронт во время Великой Отечественной. Увековечил своих фронтовых друзей, воинов-североморцев. После войны создал памятники советскому солдату-освободителю, установленные в городе Кюстрине и на Зееловских высотах. Прославился в шестидесятые благодаря монументам политиков, врачей, маршалов, установленным по всей России, а также в дружественных соцстранах. В народной памяти остались и два памятника Карлу Марксу -- на Театральной площади в Москве и в Карл-Маркс-Штадте в ГДР, а также кербелевская лениниана длиною в жизнь. Лев Кербель -- лауреат всех возможных в СССР и России званий и регалий. Завещание скульптора -- монумент героям-подводникам атомохода «Курск» в Москве.

Приобретая историческую дистанцию, понимаешь, что наследие советской монументальной скульптуры достойно иногда восхищения и всегда -- изучения. Стилистические приемы, выработанные патриархами жанра Кербелем и Вучетичем, многообразны и интересны. Соцреализм изживался на его же собственной территории. Глыбовидный Маркс Кербеля выламывается из гранитной скалы на Театральной площади. Подобное умение укрощать пространство и держать масштаб формы демонстрировали в двадцатом веке мастера новейших течений -- от экспрессионизма до абстракции. И эта органика монументального жанра сегодня, похоже, безвозвратно потеряна.

Да, Кербеля можно назвать эклектиком. Однако никто не станет спорить, что он был Мастером (с большой буквы). Кто знает, может, через сто лет, проходя мимо древнего по далеким футуристическим меркам памятника Ленину, на вопрос папы «кто это?» крошка-сын ответит: «Это какой-то лысый «чел» работы великого Кербеля».

Сергей ХАЧАТУРОВ