|
|
N°48, 20 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военные базы плохо выводятся
Российские арсеналы угрожают не Европе, а нашим с ней взаимоотношениям
В понедельник в Молдавию отправилась российская делегация, которую возглавляет председатель думского комитета по сотрудничеству со странами СНГ Борис Пастухов. Ему и его коллегам в ходе трехдневного визита предстоят непростые переговоры с кишиневским и тираспольским руководством. Формально в качестве предмета обсуждения фигурирует окончательное урегулирование приднестровского конфликта. Предполагается, что сторонам наконец-то удастся достичь компромисса и согласовать проект статуса приднестровского региона, подготовка которого ведется вот уже около пяти лет. Однако Москву сейчас, похоже, куда больше волнует предстоящий вывод с территории Приднестровья своих военных баз. Если с Кишиневым и Тирасполем не удастся согласовать этот вопрос и на сей раз, перед Россией явственно замаячит пренеприятнейшая перспектива срыва обязательств, которые она взяла на себя на Стамбульском саммите ОБСЕ осенью 1999-го. Москва просто физически не сможет уложиться с окончательной ликвидацией военных баз к концу 2002 года. Что, в свою очередь, серьезно осложнит наши взаимоотношения с Европой. Причем в самый неподходящий для этого момент: активными контактами с лидерами Евросоюза Кремль пытается сейчас компенсировать явное охлаждение во взаимоотношениях с новой американской администрацией.
До конца 2002 года времени, конечно же, еще немало. К тому же своим «молниеносным выводом» с гудаутской базы в Абхазии в конце минувшего года российская армия вроде бы доказала, что она серьезно относится к своим стамбульским обещаниям. Однако если «молдавская миссия» Бориса Пастухова окажется неудачной, то серьезные неприятности ожидают Россию отнюдь не в отдаленном будущем, а уже на следующей неделе. На 26--27 марта в Братиславе назначена встреча под эгидой ОБСЕ, на которой будет обсуждаться весь комплекс связанных с Молдавией проблем. Правда, братиславская встреча уже трижды откладывалась (поводом для этого послужили затянувшиеся выборы в Молдавии), но на сей раз рассчитывать на это вряд ли стоит: ОБСЕ явно рвется в бой, требуя вывода баз и даже проявляя готовность его оплачивать. Впрочем, основные претензии к России опять-таки исходят от американцев. Как официально заявил на днях глава миссии США в ОБСЕ Дэвид Т. Джонсон, теперь, когда выборы в Молдавии состоялись, «больше не осталось поводов для того, чтобы откладывать» выполнение Россией взятых ею на Стамбульском саммите обязательств о выводе вооружений, боеприпасов и военной техники. По словам г-на Джонсона, «само количество боеприпасов и других вооружений, подлежащих выводу или уничтожению -- десятки тысяч тонн груза, для вывоза которого понадобятся сотни железнодорожных эшелонов, -- заставляет с тревогой задумываться о том, что в отсутствие ощутимого прогресса уже в самое ближайшее время установленный на декабрь 2002 года окончательный срок полного вывода не будет выполнен».
В принципе американцы не преувеличивают масштаб проблем. Ведь только лишь на одном складе в приднестровском местечке Колбасно сосредоточено около 50 тыс. тонн самых различных боеприпасов (те, кто здесь служит, утверждают, что это крупнейший склад боеприпасов в Европе) -- от миниатюрных патронов к «Калашникову» калибра 5,45 до чудовищных 240-мм реактивных «выстрелов» к миномету «Тюльпан». В целом же, как утверждает командующий оперативной группой российских войск в Приднестровье Валерий Евневич, хранящихся на здешних складах боеприпасов «с лихвой хватит на среднюю европейскую армию». Причем многого из того, что лежит здесь мертвым грузом (угрожая не столько Европе как таковой, сколько нашим с ней взаимоотношениям), катастрофически не хватает развернутой на Кавказе российской военной группировке. Однако вывезти отсюда боеприпасы мешает неуступчивость приднестровских властей, которые продолжают заявлять свои права на содержимое военных складов. Российским военным удалось лишь раз воспользоваться своим приднестровским «неприкосновенным запасом»: в ходе первой чеченской кампании отсюда были отправлены три военно-транспортных Ил-76, загруженных противотанковыми управляемыми ракетами «Штурм». После чего склады были вновь глухо блокированы. Кстати, «контртеррористическая операция» в Чечне имеет к выводу российских баз из Молдавии самое прямое отношение. Ведь на Стамбульском саммите Россия взяла обязательства сократить свое военное присутствие в Грузии и Молдавии не просто так -- от широты душевной, а в обмен на согласие ОБСЕ пересмотреть фланговые ограничения на Кавказе. Соответственно, угроза срыва сроков вполне может инициировать и обратный процесс.
Юрий ГОЛОТЮК