|
|
N°150, 15 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ода к гадости
«Тупой и еще тупее тупого» на московских экранах
В 1994 году фильм братьев Фарелли «Тупой и еще тупее» обозначил новые горизонты в возможности веселить почтеннейшую публику. Выяснилось, что над слепыми детьми, парализованными калеками и вымирающими представителями фауны можно смеяться ничуть не менее задорно, чем над политыми поливальщиками. Фильм, где биде упорно путали с унитазом, а главные герои не отмачивали какую-нибудь очередную глупость, только если их языки были намертво приморожены к металлической трубе, обрел множество поклонников, которые испытывали катарсис от всей этой жеребячьей эквилибристики из области телесного низа. Но со времени выхода первой части нижепоясные и фекальные шутки успели пережить свой расцвет и превратиться в отыгранную карту, которую извлекают из рукава только в том случае, когда за душой совсем уж ничего не осталось.
Судя по фильму Троя Миллера «Тупой и еще тупее тупого», снабженного аллюзивным подзаголовком «Когда Гарри встретил Ллойда», у этой команды за душой никогда больше ничего и не было. Подзаголовок, к слову, видится совершенно бессмысленным: те, для кого предназначено это произведение, вряд ли вспомнят о существовании классической восьмидесятнической комедии «Когда Гарри встретил Салли», ставшей в свое время эталоном карамельного кино для первых свиданий и свадебных годовщин (впрочем, целевая аудитория второго «Тупого» вряд ли вспомнит и собственные имена). Если уж подумать, по какому случаю уместно отправиться на этот фильм, то никакие свадьбы и похороны тут не к месту, -- максимум, на что он годится, так это на то, чтобы скоротать больничную очередь в клизменную.
Действие второго «Тупого» происходит в 1986 году, когда восемнадцатилетние Гарри и Ллойд сталкиваются по дороге в школу (впрочем, Гарри шел совсем в другую сторону, но это неважно) и незамедлительно становятся лучшими друзьями. В школе алчный и беспринципный директор собирается в очередной раз нагреть руки на образовательных грантах и поэтому организует для Гарри, Ллойда и еще нескольких не самых, так сказать, лучших учеников класс специальной подготовки. Домашних заданий там не задают, а все предметы преподает соратница директора, известная в народе как «тетка из столовой». Но, само собой разумеется, бороться хитростью с идиотизмом «специально подготовленных» совершенно невозможно, поэтому директор оказывается разоблачен самым идиотским образом, а дуракам обламывается счастье -- в их собственном понимании, конечно.
Сыгравший Ллойда и упорно выдающий себя за лоботомированного Джима Кэрри Эрик Кристиан Олсен успел засветиться как минимум в десятке фильмов, но запомнился не больше, чем его напарник, и.о. Джеффа Дэниэлса Дерек Ричардсон, который вообще нигде не играл. Хочется надеяться, что на этом карьера и того и другого благополучно закончится: желания видеть хотя бы раз на экране эти рожи не возникнет теперь, наверное, ни у кого в мире. Особенно обидно за Эжена Леви, почти культового актера, уже трижды безукоризненно справившегося с ролью отца Джима в «Американских пирогах» и «Американской свадьбе». Здесь он играет директора школы -- играет плоско, скучно и халтурно. И от позора его не спасут даже криво прицепленные усы. Все равно не узнать его нельзя.
В принципе больше ничего об этом фильме знать не нужно. О нем и так сказано уже слишком много. Тупой юмор имеет право на существование. Тупость же без юмора, просто так, не отягощенная ничем, кроме содержимого собственного кишечника, должна быть названа своими именами. «Тупой и еще тупее тупого» -- это не пресловутый «трэш» (мусор), сварганенный по принципу «чем хуже, тем лучше». Место этому фильму даже не на свалке киноистории, а в липком и отвратительном контейнере для пищевых отходов.
P.S. Российская премьера фильма Троя Миллера состоялась ровно неделю назад. Но большая часть шуток дошла до рецензента только сегодня.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ