|
|
N°149, 14 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дело о гибели Александра Лебедя
Экипаж вертолета может сесть в тюрьму
Сегодня в Красноярском краевом суде начинаются слушания по делу об авиакатастрофе, в которой погибли восемь человек, в том числе и генерал-губернатор Александр Лебедь. На скамье подсудимых пилоты вертолета Ми-8 Тахир Ахмеров и Алексей Курилович. Их обвиняют в «нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, приведшем к гибели людей». Часть 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ предусматривает за это нешуточный срок -- от 4 до 10 лет лишения свободы. К слову, это первый в истории Красноярского края случай, когда экипаж разбившегося воздушного судна может сесть в тюрьму. Впрочем, губернатор в этом регионе тоже погиб впервые. Возможно, поэтому дело о разбившемся вертолете все-таки было доведено до суда.
28 апреля 2002 года вертолет Ми-8, принадлежащий авиакомпании «Енисейский меридиан», принял на борт 17 человек (чиновников, журналистов, сотрудников Саяно-Шушенского заповедника) во главе с генерал-губернатором и вылетел в отдаленный Ермаковский район. Александр Лебедь должен был принять участие в презентации строящейся там горнолыжной трассы. В 6.15 по московскому времени вертолет наткнулся на ЛЭП. Летчики до последнего пытались спасти машину и людей, но не хватило времени -- провода намотались на задний винт, вертолет потерял высоту и рухнул недалеко от автотрассы. Шесть человек (в том числе Александр Лебедь и трое журналистов) умерли через несколько часов после падения вертолета. Через сутки скончались еще два пассажира.
Все остальные получили травмы различной степени тяжести. Легче всех отделался генеральный директор «Красноярскэнерго» Михаил Кузичев -- он «просто» сломал ногу. Большинству же пришлось долго и серьезно лечиться. Некоторые выздоровели -- тележурналистка Эмма Мамутова неделю тому назад родила ребенка. Другие так и не смогли поправиться. 31 июля от острой сердечной недостаточности скончался Павел Евсеевский -- бортинженер разбившегося вертолета. Командир экипажа Тахир Ахмеров уверен: его товарищ умер из-за того, что так и не смог выйти из посттравматического кризиса. Павел Евсеевский по делу о разбившемся вертолете проходил как свидетель, однако переживал не меньше своих оказавшихся на скамье подсудимых коллег.
По версии следствия, в Ермаковском районе в тот день была плохая погода. Не могли летчики сориентироваться и при помощи карт местности -- на них не были нанесены последние изменения. Так что экипаж летел практически вслепую. Однако вместо того, чтобы вернуться обратно, как того требует инструкция, пилоты снизились до критической высоты и продолжили полет. В результате произошла трагедия. Тахир Ахмеров категорически отрицает эту версию. По словам командира экипажа, летчика с 30-летним стажем, в тот день видимость в Ермаковском районе была нормальной. Тахир Ахмеров утверждает, что при той скорости, которая была у его вертолета в момент столкновения, за три секунды можно набрать до десяти метров высоты, а препятствие, которое ему предстояло преодолеть, было не больше пяти метров. Однако когда летчика спрашивают, почему же все-таки он запутался в проводах, Тахир Ахмеров уходит от ответа и говорит о том, что только суд сможет во всем разобраться.
Большинство красноярцев уверены, что катастрофа произошла по вине Александра Лебедя. По одной версии, была плохая погода, однако губернатор приказал летчикам лететь. По другой -- г-н Лебедь в момент катастрофы сам управлял судном, поэтому летчики не успели среагировать на внезапно возникшее препятствие.
Александр КЛИМОВИЧ, Красноярск