|
|
N°149, 14 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стиль Би-би-си изучает суд
Расследование смерти военного эксперта Дэвида Келли только начинается
Вчера в Лондоне на третий день судебного заседания по делу о Дэвиде Келли, покончившего с собой 18 июля при загадочных обстоятельствах, в зале суда зазвучал голос этого специалиста минобороны Великобритании по биологическому оружию. Суд слушал беседы военного эксперта с корреспондентом Би-би-си. Эти записи и стали косвенной причиной смерти 59-летнего Келли.
Дэвид Келли погиб вскоре после того, как представитель минобороны открыто объявил его источником сенсационных разоблачительных материалов журналиста Би-би-си Эндрю Гиллигана (на снимке) в мае. Сведения, сообщенные Келли, до сих пор могут стать причиной отставки британского премьера Тони Блэра. Келли объявил, что угроза, исходящая от иракского оружия массового поражения, была явно преувеличена. Однако правительство Блэра сознательно преувеличило опасность, чтобы ввязаться вместе с США в войну против Ирака. Ответственность за приукрашивание данных разведки Келли, по словам Гиллигана, возложил на помощника Блэра по связям с общественностью Алистера Кэмпбелла.
Суд теперь выясняет, не подправил ли в свою очередь журналист Гиллиган слова Келли.
Как заявил суду сам Гиллиган, Келли знал о том, что его слова опубликуют на условиях анонимности, и одобрял это. При этом Гиллиган подчеркнул, что опасался звонить Келли после того, как скандал разразился, -- он был уверен, что телефоны прослушиваются и он выдаст своего информанта. Гиллиган показал, что бывшего инспектора ООН Келли очень беспокоила та манера, в которой правительство представляло общественности улики против Ирака.
Келли, сказал суду журналист, указал ему на «классический пример» -- знаменитый пункт досье, в котором говорилось, что иракское оружие массового поражения может быть приведено в готовность в течение 45 минут. Правда, погибший военный эксперт считал пресловутую 45-минутную готовность Ирака не вымыслом правительства, а «ошибкой», данными, полученными только из одного источника. Гиллиган спросил Келли, как было подправлено иракское досье, и получил в ответ одно слово: «Кэмпбелл». Сам Кэмпбелл опроверг все обвинения немедленно после появления в СМИ результатов расследования Гиллигана. Отрицают это и допрошенные судом в понедельник правительственные чиновники.
Суд также выслушал вчера представителей руководства Би-би-си, в частности главу службы новостей Ричарда Самбрука. Государственная корпорация Би-би-си с самого начала взяла Гиллигана под защиту и вступила в бой с британским государством. Однако суду стало известно, что руководство корпорации, в частности Кевин Марш, начальник Гиллигана, критиковало репортера за то, что «хорошее журналистское расследование испорчено некорректным изложением». Давая показания, Гиллиган не отрицал, что стиль его изложения иногда «был далек от совершенства».
Сама корпорация Би-би-си на эту тему не высказывается. Как объяснил вашему корреспонденту ее представитель, всякие комментарии принципиально прекратились немедленно после начала судебного расследования.
Валентина КУЛЯБИНА