|
|
N°149, 14 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мы обязательно станем большими
Центр современного искусства принимает поздравления
В понедельник, 11 августа, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) праздновал 11-летие. В тесном дворике пили пиво и ели арбуз друзья ГЦСИ -- художники, критики и поклонники современного искусства. Играла музыка, вопили звери с территории соседнего зоопарка. Выставленный во двор по случаю дня рождения бюст Поленова (главное здание ГЦСИ называется «Дом Поленова», поскольку некогда был построен по эскизам этого художника) мило вписывался в тусовку. С крошечного балкончика противопожарной лестницы директор центра Михаил Миндлин и его художественный руководитель и вдохновитель Леонид Бажанов рассказывали о своих перспективах и надеждах. Нежно рекомендовали ознакомиться с деятельностью щедрых дарителей и последовать их примеру.
Вступая в подростковый возраст, ГЦСИ смог удивить гостей -- уже не одними «прожектами» (к их роскошеству в родном отечестве не привыкать). Некруглая дата привлекла не трогательным совпадением с датой рождения, а тем, что громадье планов ГЦСИ, неожиданно для сомневающихся и к радости сочувствующих, начало претворятся в жизнь. Желающие даже могли ознакомиться с почти законченным первым этажом здания, пройтись по будущим кабинетам, буфетам и туалетам. Чтобы гости не заблудились, хозяева высокохудожественно обозначили функции помещений: развесили знаковые витражи по мотивам известных произведений художников Александра Константинова, Ивана Чуйкова, Леонида Ламма, Юрия Злотникова на полиэтилене -- для подкованных, положили счетное приспособление в бухгалтерии и пистолет в комнате охраны -- для бестолковых. В кафе не мудрствуя повесили «пищевые натюрморты» Алены Кирцовой. Видеоинсталляция Александра Пономарева в будущем туалете убеждала в том, что современное искусство доступно самым широким слоям публики, а чертежи и планы будущего великолепия в кабинете директора привычно потрясали размахом.
Осуществление сколько-нибудь серьезных проектов давно уже упирается в Москве в неодолимые стены: отсутствие современных, нормально оборудованных площадей, грамотного менеджмента и внятных программ. Реконструкция ГЦСИ может решить одну из этих проблем и стимулировать решение остальных. А то кажется, что полноценно актуальным искусством в Москве занимаются только крошечные галереи: у них и планы четкие, и программы ясные, и художники правильные. Городские учреждения якобы современного искусства давно уже стали притчей во языцех, что не мешает им плодиться и размножаться. А государство в лице Министерства культуры действовало до сих пор хоть и верно, но как-то некрупно.
Уж сколько лет твердили нам, что на месте трех небольших убогих зданий будет настоящий великолепный Центр современного искусства с залами и офисами, депозитарием, библиотекой и всем прочим, что положено для хранения и экспонирования искусства по самым высоким международным стандартам. Надежда, конечно, умирает последней. Но казалось, что жить в эту пору прекрасную придется уже не нам. А вот поди ж ты... Повернулось государство лицом к современному искусству. В Новгороде ГЦСИ заселился в кремлевский Арсенал, разрабатывают план реконструкции роскошного здания в Калининграде, еще один филиал действует в Екатеринбурге. Даже в Третьяковской галерее для «новейших течений» оборудовали специальный зал. А если прибавить к этому великолепию еще и грозящее (или грезящееся) Московское биеннале современного искусства и бурную деятельность на той же ниве Московского Дома фотографии, просто дух захватывает от перспектив превращение Москвы в образцовую столицу современного искусства.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ