|
|
N°48, 20 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пиво останется на экранах
Главного санитарного врача убедил министр
Пивоваренные компании победили -- главный санитарный врач России Геннадий Онищенко 15 марта отменил свое же постановление №16 от 15.12.2000 «Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией», наделавшее столько шума среди пивоваров. Как сообщил газете «Время новостей» источник в Минздраве, сделано это было после беседы один на один с министром Юрием Шевченко, которому, как уверяют, удалось переубедить г-на Онищенко с помощью статистических данных, показывающих, что опасность «пивного алкоголизма» для России сильно преувеличена.
Как утверждают в Минздраве, г-н Шевченко с самого начала считал, что его первый заместитель, подписав в конце прошлого года постановление «Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией», превысил свои полномочия. И был недоволен общественным резонансом, вызванным этим действием. Однако надо отметить, что рычаги воздействия министра здравоохранения на главного санитарного врача ограничиваются законом, позволяющим последнему самостоятельно издавать постановления, отменить которые из вышестоящих лиц может только премьер-министр. Выносить внутренний спор на суд общественности и председателя правительства руководители Минздрава не стали.
Вместе с тем, после того как «антипивное» постановление было опротестовано в различных инстанциях, включая Министерство по антимонопольной политике, между первыми медиками страны состоялся разговор, результатом которого можно считать вынужденный отказ Геннадия Онищенко от планов запретить рекламу пива и установить дополнительный санитарный контроль над его производством.
Геннадий Онищенко затронул интересы серьезных производителей. В его постановлении (см. справку) упоминается продукция крупных компаний, которые вряд ли готовы были смириться с мерами, предложенными главным санитарным врачом. Кому же захочется платить акциз, как это делают производители алкогольных напитков, клеить марки, торговать через аккредитованные акцизные склады. И кому понравится, что закон «О рекламе» запрещает алкогольному рекламодателю «обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года; распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов».
Непонятно одно: что это пивоваров вдруг так обеспокоило постановление (а были пресс-конференции с разными обвинениями в адрес Онищенко, были наезды в прессе, была жалоба в МАП) -- ведь там содержатся только рекомендации и нет ни одного приказа. Онищенко лишь просит министерства и ведомства рассмотреть такие-то и такие-то вопросы и обращает их внимание на действительно любопытные вещи. Например, действующий ГОСТ Р 51174-98 «Пиво. Общие технические условия» говорит, что массовая доля спирта в пиве не должна превышать 6%, а на прилавках выставлено множество продукции гораздо крепче.
Похоже, что пивное лобби, одно из самых влиятельных в России, просто не стало ждать, пока какое-нибудь министерство последует рекомендациям г-на Онищенко, и задавило гидру в зародыше. Согласованные действия пивоваров прямо-таки просятся в учебник антикризисного менеджмента. Очень грамотно было создано общественное мнение, представившее г-на Онищенко врагом пивной индустрии, бюджета, да и всего народа, который стараниями главного санитарного врача чуть не остался без пива.
Выдержки из постановления №16 главного государственного санитарного врача РФ от 15.12.2000 «Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией»
...В ассортименте пивоваренной продукции немалую долю составляют сорта пива с абсолютным содержанием алкоголя более 6%, которые по своим ...свойствам, ...а также уровню воздействия ...можно отнести к алкогольным напиткам. Так, предприятием "Норд-Вест" производится пиво "Корсар" с содержанием алкоголя 12--14%, фирмой "Винап" -- пиво "Юбилейное" с содержанием алкоголя более 6%. С превышением нормативных требований вырабатывается пиво "Балтика №9", "Золотая бочка выдержанное" (Калужский пивоваренный завод), "Поволжье".
Постановляю просить:
5.2. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ рассмотреть вопрос о соответствии проводимой в СМИ рекламы пива действующему законодательству.
5.4. Министерство экономического развития и торговли РФ рассмотреть вопрос об ...организации сети специализированных торговых точек по его (пива. -- Ред.) реализации; 5.4.2. О внесении предложения в правительство по введению ограничений на продажу пива лицам моложе 18 лет, запрещении его продажи в непосредственной близости от учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Олег ВОЛКОВ, Анастасия НАРЫШКИНА