|
|
N°148, 13 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пришла на базу
Россия прорубает «Окно» в Таджикистан
Россия не собирается ослаблять свое военное присутствие на постсоветском пространстве. Два вчерашних заявления министра обороны Сергея Иванова дали понять, что, покинув военные базы на Кубе и во Вьетнаме, Россия взамен намерена укреплять свои позиции в ближнем зарубежье.
Во-первых, г-н Иванов, общаясь с журналистами после посещения госпиталя в Красногорске, уверил, что Севастополь был и останется главной базой российского Черноморского флота и что у российского военного руководства нет никаких планов ухода из Крыма. Вопрос о продлении соглашения относительно базирования Черноморского флота на Украине (хотя срок его действия истекает лишь в 2017 году) обсуждался во время недавней встречи глав военных ведомств двух стран. Более того, министр объявил о намерении усилить позиции Черноморского флота за счет создания в будущем еще одной его базы -- в Новороссийске. То есть в Крыму мы всерьез и надолго, но этого еще недостаточно.
Состояние, состав и численность самого южного флота России, по данным источников в Главном штабе ВМФ, сегодня не позволяют в полной мере решать задачи, которые стоят перед ним, по терминологии военных, «в операционной зоне». Поэтому развитие ЧФ -- одно из приоритетных направлений на перспективу. Причем развиваться он будет в основном за счет кавказского побережья. Там, в частности, обустроены части морской пехоты (причем одно формирование переброшено из Крыма), ракетные части, увеличена и модернизирована военная часть аэродрома в Анапе. Были разговоры, что и главная база флота будет переведена в этот же район, однако после заявления министра обороны стало ясно, что руководство страны посчитало бы это неоправданным политическим шагом.
На фоне более или менее определенных планов на Черном море куда более проблематично выглядят попытки российского военного руководства преобразовать базирующуюся в Таджикистане 201-ю мотострелковую дивизию, прикрывающую ряд направлений на афганской границе, в военную базу. Хотя на этот счет и было принято решение на высшем межгосударственном уровне. Вчера Сергей Иванов фактически признал, что существует связь между созданием военной базы и условиями содержания другого российского военного объекта в Таджикистане -- оптико-электронного узла «Окно» неподалеку от Нурека.
Министр обороны деликатно умолчал, что вопрос о базе не решается из-за позиции таджикского руководства. А позиция весьма проста и, учитывая многолетнюю военную помощь России Таджикистану, до неприличия прагматична -- требуется всего-навсего списать государственный долг Таджикистана, равный примерно 100 млн долл. Правда, взамен Душанбе обещает дать объекту «Окно» статус российского. Для России такой расклад не слишком приемлем. Недавние попытки российских военных объяснить задержку с созданием базы проблемами с переселением 201-й дивизии из центра Душанбе на окраину были всего лишь желанием не обострять проблему. На деле же, как утверждает источник газеты «Время новостей», близкий к военно-дипломатическим кругам, США предложили президенту Эмомали Рахмонову почти миллиард долларов в форме долгосрочных выгодных кредитов в обмен на отказ Душанбе позволить России развернуть военную базу. Официальный Душанбе эти слухи опровергает, однако опровержение выглядит не очень убедительным на фоне вливаний США в реконструкцию аэропорта в Душанбе и военного аэродрома под Кулябом, не говоря уже о строительстве в центре столицы комплекса посольских зданий. А особенно -- на фоне «стойкости» таджикского руководства в вопросе о российской военной базе.
Устремления наших военных понятны: перевод дивизии в статус базы создаст юридические основания для увеличения численности российских военнослужащих в этой стране, позволит заменить устаревшее вооружение и военную технику на современные образцы. Российская сторона собиралась включить в состав базы и упомянутый оптико-электронный центр «Окно». За согласие она предлагала таджикским властям даже построить для тамошних военных учебный центр. Однако посулы не показались таджикам заманчивыми. Выход из ситуации российская сторона видит в создании двухсторонней комиссии, которая постепенно пришла бы к взаимоприемлемому решению.
Так или иначе, Россия дает сегодня понять, что на фоне роста военных формирований США и НАТО в Центральной Азии, на Кавказе, а также планов переброски некоторых формирований из глубины Европы в Польшу она не собирается уменьшать свое военное присутствие по крайней мере на постсоветском пространстве.
Ежегодная аренда главной базы ЧФ в Севастополе обходится России в сумму около 100 млн долл. -- в счет погашения задолженности Украины за российские энергоресурсы. Черноморский флот располагает в Крыму также двумя аэродромами в Каче и Гвардейском и пунктом базирования кораблей в Феодосии. Структурно ЧФ разделен на Западную (Севастополь, Крым) и Восточную (Новороссийск, Северный Кавказ) группировки. За время после подписания соглашения с Украиной ЧФ был усилен несколькими ударными боевыми кораблями, среди которых любимец Юрия Лужкова ракетный крейсер «Москва» (бывший «Слава») и ракетный корабль на воздушной подушке «Самум».
Оптико-электронный комплекс «Окно» расположен на высоте 2200 метров в горах Припамирья и входит в систему контроля космического пространства. Он способен автоматически обнаруживать космические объекты на высотах до 40 тыс. км, контролировать космические объекты, собирать о них информацию, определять орбиты, устанавливать класс, предназначение, состояние, а также национальную и корпоративную принадлежность. Строительство комплекса было начато в 1979 году, однако в связи с обострением обстановки в Таджикистане до 1995 года работы не велись. Аналогичные комплексы имеют сегодня только Россия и США.
Николай ПОРОСКОВ