|
|
N°148, 13 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Авиадиспетчеры опять не бросили работу
Общероссийской акции протеста не будет
Авиадиспетчеры договорились вчера с властями об отмене назначенной на сегодня общероссийской акции протеста. Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России (ФПАД) вечером во вторник подписала соответствующее соглашение с представителями Госкорпорации по организации воздушного движения (ОВД) и Минтранса. Как рассказал газете «Время новостей» помощник президента ФПАД Николай Плотников, основным пунктом этого документа стала договоренность оставить в силе действующие в региональных центрах управления воздушным движением коллективные договоры.
Дело в том, что сейчас система ОВД переживает структурную реорганизацию, которая по плану должна завершиться 15 сентября. В результате бывшие самостоятельными 21 региональное предприятие вольются в единую госкорпорацию со штаб-квартирой в Москве. Утратив статус юридического лица, эти предприятия станут филиалами.
В период реорганизации руководство госкорпорации предлагало профсоюзам отменить действующие колдоговоры и провести переговоры о заключении новых, соответствующих новой структуре. По словам Плотникова, это совершенно не устраивало профсоюзных лидеров, которые не желали отказываться о старых соглашений прежде, чем станут понятны условия новых. Вчера стороны договорились, что действующие колдоговоры останутся в силе до конца срока, на который они были заключены. В различных региональных центрах они истекают в конце этого года -- начале следующего, но в некоторых подписаны до 2005 года.
Другое требование, с которым авиадиспетчеры шли на всероссийскую акцию протеста, -- повышение зарплаты в среднем на 30% -- профсоюз решил отложить на неопределенное будущее.
Окончательное решение: протестовать или нет -- должен принять коллектив каждого регионального центра отдельно. Вице-президент ФПАД Юрий Фарисей сообщил, что вчера шли интенсивные консультации с региональными профсоюзными организациями, многие из которых уже продлили свои коллективные договоры с работодателями, на чем настаивала ФПАД. «Эта проблема не решена еще лишь в Западной Сибири, на Дальнем Востоке, в Северо-Западном и Центральном регионах», -- отметил вице-президент ФПАД. По его мнению, коллективные договоры будут в ближайшее время подписаны и здесь.
Между тем на юге авиадиспетчеры договорились с администрацией самостоятельно, на несколько часов раньше подписания общего соглашения между ФПАД и госкорпорацией. Вчера в Ростове-на-Дону председатель местного диспетчерского профсоюза Юрий Батагов и гендиректор ГУП «Аэронавигация-юг» Валерий Горбенко объявили, что местные диспетчеры не будут участвовать в акции протеста. «Незначительные разногласия, конечно, остались, -- сказал гендиректор «Аэронавигации-юг», -- но их сейчас пытается разрешить специальная согласительная комиссия, которая работает уже второй день». «После 15 сентября мы могли потерять значительную часть социальных льгот, о которых договорились с администрацией нашего предприятия, -- заявил газете «Время новостей» г-н Батагов. -- По крайней мере в отсутствие действующего коллективного договора их нам бы никто не гарантировал. Но вместе с руководством компании мы нашли решение этой проблемы, продлив допсоглашением действие договора до 31 декабря 2005 года». Не последнюю роль в мирном исходе противостояния с профсоюзом сыграл и авторитет нынешнего гендиректора «Аэронавигации-юг» генерал-лейтенанта Валерия Горбенко, еще совсем недавно возглавлявшего 4-ю военно-воздушную армию. Он дал авиадиспетчерам личные гарантии выполнения заложенных в коллективный договор обязательств. Впрочем, от акции протеста южнороссийские диспетчеры отказались в том числе и по экономическим причинам. В зоне ответственности «Аэронавигации-юг», то есть в воздушном пространстве Южного федерального округа, сейчас сезонный рост количества полетов. И именно сегодня «Аэронавигация-юг» зарабатывает деньги, за счет которых будет выполнять взятые на себя социальные обязательства и выплату повышенных с прошлого года более чем на 50% зарплат. «Если бы нам не удалось накануне 13 августа договориться и разрядить ситуацию, могли пострадать люди, возвращающиеся или летящие на курорты, -- говорит профсоюзный лидер Батагов. -- Кроме того, мы отпугнули бы от Южного федерального округа иностранные авиакомпании, пришедшие к нам за последние два года. Они бы снова стали искать обходные маршруты вокруг территории, где не обеспечивается стабильное навигационное обслуживание. Между тем иностранные авиаперевозчики обеспечивают сегодня 80% доходов нашего предприятия». Договорились профсоюзы с администрацией «Аэронавигации-юг» и о единой позиции по поводу необходимости повысить тарифы на диспетчерское обслуживание для российских авиакомпаний. «За 100 километров пролета российские авиакомпании платят нам от 38 до 240 рублей, в то время как иностранцы от 40 до 90 долларов, -- поясняет Юрий Батагов. -- При этом с 1998 года стоимость билетов у ведущих отечественных авиаперевозчиков увеличилась в среднем в шесть раз, а зарплата авиадиспетчеров всего вдвое. Мы считаем, что авиакомпании больше не должны решать свои финансовые проблемы за наш счет».
Аналогичного мнения придерживается и Валерий Горбенко, который заявил, что в себестоимости авиаперевозок навигационные услуги в России составляют всего 2%, в то время как среднемировой уровень -- 7%. Если бы авиадиспетчерам и администрации «Аэронавигации-юг» не удалось договориться за столом переговоров, то сегодня в акции протеста приняло бы участие около 500 диспетчеров из почти четырехтысячного коллектива предприятия.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону, Михаил КУКУШКИН