|
|
N°148, 13 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Корпус «Курска» продан
Три года спустя после гибели атомного ракетоносца
Вчера исполнилось три года со дня одной из самых больших катастроф на российском Военно-морском флоте -- гибели атомной подводной лодки «Курск». Траурные мероприятия, посвященные гибели лодки, прошли вчера в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Севастополе, Североморске, поселке Видяево, откуда «Курск» уходил в последний поход, в гарнизонах подводников на всех российских флотах. В ряде городов, где захоронены члены экипажа «Курска», установлены памятные знаки, отслужены панихиды.
Ракетоносец затонул 12 августа 2000 года на глубине 108 метров в 80 милях от главной базы Северного флота -- Североморска. Все находившиеся на борту -- 111 членов экипажа, пять офицеров штаба 7-й дивизии подводных лодок и два сотрудника предприятия «Дагдизель» -- погибли. Правительственная комиссия пришла к выводу, что причиной гибели АПЛ стал взрыв торпеды-«толстушки» в носовом отсеке. Однако периодически дают знать о себе сторонники версии о таране «Курска» лодкой-«киллером». После взрыва офицеры перевели личный состав из шестого--восьмого отсеков в девятый, загерметизировав его. Воспользоваться всплывающей спасательной камерой они не могли из-за разрушения носовых отсеков. Выйти на поверхность через спасательный люк девятого отсека они тоже не смогли -- большая концентрация угарного газа и повышение давления в оставшемся пространстве привели к гибели людей.
Как заявил вчера представитель Главной военной прокуратуры, по результатам расследования причин гибели АПЛ внесены изменения в конструкцию судов, разработку систем жизнеобеспечения экипажей и средств спасения. Командованием ВМФ переработаны многие документы по организации учений, особенно с пусками боевых и учебных торпед.
Специалисты-оружейники считают неверным решение главкома Владимира Куроедова приостановить после гибели «Курска» производство торпедных аппаратов для так называемых «толстушек» -- дальноходных парогазовых торпед 65-76 «Кит» калибра 650 мм, имеющих скорость 50 узлов и дальность 27 миль. Куроедов заявил, что у него утрачено доверие к этой торпеде. Наибольшие претензии были к топливу торпеды -- маловодной водородной перекиси, соприкосновение которой с металлами может повлечь непредвиденные последствия. Таким образом, российский флот без достаточных оснований лишился самой мощной торпеды. Возникла проблема заполнения торпедных аппаратов калибра 650 мм. Одним из возможных вариантов их использования могут быть морские мины. Пока же ВМФ России переходит на использование реактивных торпед калибра 533 мм. Соответственно, все аппараты будут выпускаться под этот калибр. Мощность боеголовки торпеды в тротиловом эквиваленте -- не менее 210 кг, эффективная дальность стрельбы -- 7 км, маршевая скорость -- около 100 метров в секунду.
Еще один урок трагедии с «Курском» -- разработка нового всплывающего радиобуя, предназначенного для передачи сигналов бедствия терпящей аварию подводной лодки. Испытания опытного образца завершились не так давно в Новороссийске. Радиобуй «Надежда» создан в санкт-петербургском КБ «Связьморпроект». В апреле «Надежда» успешно прошла модельные и бассейновые испытания на полигоне. До конца 2003 года планируется откорректировать документацию по всем видам испытаний, за этим последует рекомендация к серийному производству. Сегодня корабли и ПЛ оснащены аварийным устройством, разработанным тем же КБ в конце 80-х годов. Оно весит 1,5 т и имеет ограниченную дальность связи. Вес новинки -- всего 100 кг, она имеет возможность глобальной связи через спутниковую систему.
Трехлетняя годовщина гибели «Курска» отмечена еще одним событием. Московский городской суд начал рассмотрение жалобы Экологического правозащитного центра «Беллуна» из Санкт-Петербурга к командованию ВМФ и Минобороны России. Суть заявления истца в том, что военные по-прежнему продолжают скрывать «общественно значимую информацию об авариях». По данным «Беллуны», сегодня на дне океана находится четыре атомные подлодки СССР и России, всего же с 1961 по 1985 год поломки ядерных энергетических установок были на 14 подлодках. Представители «Беллуны» утверждают, что в результате трех аварий произошли радиоактивные выбросы в окружающую среду и пострадали люди.
Сегодня от затонувшей АПЛ остался лишь трехотсечный блок. Металл легкого корпуса продан западной фирме, металл прочного отправлен на переработку.
Семьи же моряков, погибших на «Курске», по-прежнему требуют нового расследования, ссылаясь на «явные противоречия между тщательными исследованиями экспертов, участвующих в расследовании, и выводами доклада».
Атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) «К-141» проекта 949«А» («Антей») в состав Северного флота вошел 30 декабря 1994 года. Наименование «Курск» директивой главнокомандующего ВМФ лодка получила, еще находясь на заводе-изготовителе «Севмашпредприятие» весной 1993 года.
Николай ПОРОСКОВ