|
|
N°148, 13 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долларом по «живому щиту»
За гибель в Ираке 262 американских солдат заплатят 20 пацифистов
Правительство США решило наказать тех американцев, которые пытались предотвратить войну в Ираке, направившись туда в качестве «живого щита». Таковых набралось 20 человек (всего в Ираке было около 300 пацифистов из 30 стран). Они должны выплатить штраф в размере 10 тыс. долл. В случае отказа им грозит тюремное заключение сроком до 12 лет.
Министерство финансов США уверяет, что, будучи «живыми щитами», американцы «экспортировали услуги» в Ирак. И тем самым нарушили наложенные на эту страну санкции. По словам представителя минфина Тэйлора Гриффина, решение наказать пацифистов «абсолютно политически не мотивировано»: «Когда вы нарушаете закон, то должны заплатить штраф. А администрация Буша добивается полного и справедливого исполнения законов».
62-летняя пенсионерка Фейт Фиппинжер (она 33 года обучала слепых детей) провела в Ираке три месяца, с февраля по май. Первый день войны -- 20 марта -- она застала в Багдаде и лично в пять часов утра видела «ракеты, летящие над домом, где находилась». Именно в этот день на ее адрес в городе Саратоса во Флориде пришло письмо из минфина. Ее предупредили об ответственности за нарушение американского закона, запрещающего «все коммерческие, финансовые и торговые операции» с Ираком. Попросили уточнить все даты и места передвижения по Ираку. Сообщить о всех выплатах, произведенных ею в этой стране («транспорт, размещение, питание, сопровождение, перевод, иракская виза, развлечения, товары...») с приложением чеков и расписок. И перечислить все товары, которые она «импортировала в США во время возвращения». Ей было предписано указать турагентов, организовавших путешествие.
Бывшая учительница Фиппинжер за три месяца израсходовала в Ираке 200 долларов -- на еду и питье. Она признается в письме в американский минфин: «Расписок у меня нет». Кроме того, по ее словам, она «израсходовала небольшую сумму денег на еду для нескольких уличных кошек, которые регулярно приходили к двери дома». Учительница не скрывает своих убеждений («Я поняла, что ехать в Ирак -- мой долг, после того, как, еще не начав войну, Вашингтон начал раздавать выгодные контракты на восстановление Ирака американским компаниям»). Она наотрез отказывается что-либо платить Америке: «Я не хочу в тюрьму, но готова в нее попасть». Если Фейт Фиппинжер будет упорствовать, то штраф взыщут с ее пенсии и социальной страховки.
Отказываются платить штраф и остальные «живые щиты» Америки. Райан Клэнси заявил: «Я знал, что нарушаю закон, но должен был лично увидеть людей, которых мы собирались бомбить и убивать».
Андрей ЗЛОБИН