|
|
N°48, 20 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рублю прописали слабительное
Чтобы вылечить Россию от голландской болезни
Либерализация валютного законодательства в ближайшие месяцы неизбежна, поэтому хватит дискутировать -- пора готовиться к девальвации. Такое мнение высказал вчера председатель правления банка «Российский кредит», в прошлом министр финансов и вице-премьер Александр Лившиц. Тактически политика слабого рубля -- это единственный способ возобновить экономический рост, убежден финансист. Структурные реформы начнут приносить плоды лишь через несколько лет, а страшные слова «рецессия» и «секвестр» уже на слуху. Г-н Лившиц по-прежнему вхож в высокие кабинеты, так что к его прогнозу стоит отнестись со всей серьезностью.
Поводом для его предсказаний стала безрадостная ситуация в промышленности: в феврале производство увеличилось всего на 0,8%, тогда как авторы федерального бюджета рассчитывали на рост не менее 4,5%. Диагноз -- голландская болезнь, которой подвержены страны -- экспортеры сырья при удачной мировой конъюнктуре. Рост экспортных доходов «утяжеляет» национальную валюту. Отрасли с высокой степенью переработки -- машиностроение, легкая и пищевая промышленность -- теряют конкурентоспособность и понемногу вытесняются импортом.
В прошлом году реальное укрепление рубля к доллару составило 11%, в январе--феврале рубль потяжелел еще на 3--4%. Если так пойдет и дальше, вместо стагнации начнется спад. Есть от чего вздрогнуть старожилам Минфина: снижается производство -- падают доходы казны, приходится резать расходы или сводить бюджет с дефицитом... Все это они уже не раз проходили, поэтому главный правительственный либерал -- министр экономического развития Герман Греф получает сильных союзников в лице фискальных ведомств.
За либерализацию вкупе с девальвацией обеими руками проголосуют экспортеры. Для них удорожание доллара -- это рост рублевой выручки и снижение рублевых издержек. Заодно они рассчитывают упростить себе вывоз капитала и легализацию уже вывезенного. В выигрыше окажутся и банки, которые заработают на перепадах курса и пополнят свои валютные запасы за счет золотовалютного резерва ЦБ, сказал газете «Время новостей» г-н Лившиц.
В этой ситуации вопрос о способах либерализации валютного рынка становится второстепенным. Г-н Лившиц ожидает снижения нормы обязательной продажи экспортной выручки с 75 до 50%, введения уведомительного порядка открытия заграничных счетов для граждан и снятия ограничений на вход иностранного капитала в Россию.
Единственным оппонентом коалиции министров, экспортеров и банкиров остается Центробанк, отвечающий по Конституции за стабильность рубля. Виктор Геращенко резонно напоминает Минфину, что девальвация не только наполняет казну, стимулируя экономический рост, но и увеличивает долговое бремя. Однако ЦБ уже мало что может сделать: вчера председатель бюджетного комитета Думы Александр Жуков высказался в поддержку либерализации, и, вероятно, правительству не составит труда провести необходимые поправки в закон о валютном регулировании через парламент.
Союзники опасаются лишь одного -- спугнуть население. Либерализацию валютного рынка лучше бы провести без «политической шумихи», заявил вчера зампред правления «Газпрома», бывший председатель ЦБ Сергей Дубинин. Он хорошо помнит, что было с рублем в августе 1998 года. Тогда вместо контролируемой девальвации страна получила неконтролируемый обвал только потому, что в игру против рубля включился самый мощный ее участник -- рядовые граждане, побежавшие сдавать рубли в обменные пункты. При повторении того же сценария лекарство окажется хуже болезни.
Владимир ФЕДОРИН