|
|
N°147, 12 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба согласия
Окончание. Начало на стр. 1
В нынешнем году «Газпром» поставит в дальнее зарубежье 134 млрд кубометров газа. Но на сегодняшний день с учетом «Голубого потока» и недостроенной первой нитки газопровода Ямал--Европа пропускная способность экспортной системы составляет около 150 млрд кубометров в год. В то же время помимо нового украинского проекта у концерна есть стародавние планы строительства второй нитки газопровода Ямал--Европа (20--25 млрд кубометров в год) и Северо-Европейского газопровода (20--30 млрд кубометров). Очевидно, что в этих условиях одна из этих труб окажется за рамками приоритетов. И судя по всему, главным кандидатом на эту роль является невнятный с экономической точки зрения СЕГ. В одной из неофициальных бесед высокопоставленный представитель «Газпрома» открыто сказал, что его будут строить, только если заключат предварительно долгосрочный контракт на поставку по нему газа. Пока же с конкретными клиентами негусто.
По информации газеты «Время новостей», строительство нового маршрута в рамках консорциума усиленно лоббировала украинская сторона, которая до последнего настаивала на изначальной пропускной способности в 32 млрд кубометров. Однако очевидно, что это идет вразрез с политикой диверсификации транзитных направлений (которая, кстати, зарождалась на фоне сложных отношений с Украиной). Поэтому «Газпром» вряд ли откажется от строительства второй нитки газопровода Ямал--Европа, хотя отношения с транзитными странами -- Белоруссией и Польшей -- складываются довольно посредственно. Эксперт, пожелавший остаться неназванным, говорит, что российская сторона могла согласиться на строительство новой ветки по территории Украины только в обмен на серьезные уступки по консорциуму, которые касаются долевого участия в нем и наличия у консорциума реального контроля над газопроводной системой.
Аналитик Объединенной финансовой группы Павел Кушнир считает, что строительство экспортного маршрута по территории Украины вполне обоснованное и не слишком дорогостоящее решение, если не учитывать политическую составляющую. По его мнению, оно обойдется в 1,5--2 млрд долларов в зависимости от того, сколько потребуется средств на расширение российской системы под этот газопровод. Консультант The Boston Consulting Group Сергей Степанов оценивает его в меньшую сумму -- 1 млрд долларов, правда без учета инвестиций в модернизацию старой украинской трубы. «По нашим расчетам, потребление газа в Европе к 2010 году вырастет на 30%, что составляет 150--200 млрд кубометров к существующему уровню, -- говорит он. -- В этой связи экспорт «Газпрома» может вырасти еще существеннее. Поэтому лишним новый газопровод в любом случае не будет. Кроме того, этот маршрут более удобен для экспорта среднеазиатского газа, который пойдет в Европу в большом количестве как раз с 2008--2009 гг.».
Алексей ГРИВАЧ