|
|
N°48, 20 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отрицательное обаяние
«Черная дыра» на экранах Москвы
Со времен «Чужого» Ридли Скотта любому межзвездному путешественнику известно: в космосе никто не услышит твоего крика. В своей «Черной дыре» режиссер Дэвид Туи вносит весьма существенное дополнение: при определенном стечении обстоятельств тебя не только никто не услышит, но и не увидит. Корабль, на котором путешествовали паломники в Новую Мекку, потерпел крушение на пустынной планете, которую освещали сразу три разноцветных солнца. Из сорока пассажиров выжили не больше десяти (да и те, как вскоре выяснилось, ненадолго). Среди оставшихся в живых оказался человек по имени Риддик -- серийный убийца, которого перевозили под конвоем на том же самом корабле. Накачанный бритоголовый детина с прошлым, черным как смоль, с убийственным чувством юмора и уникальной способностью видеть в темноте. Последнее важно: вскоре после незапланированной посадки произошло затмение многочисленных солнц, и тьма накрыла планету. Тут же из нор и пещер вылетели хищные твари, о которых с уверенностью можно было сказать только то, что их очень много и они очень кровожадные -- будто бесплотные и неописуемые стрейги из мрачных фантазий черного романтика Жана Рэ. Но потерпевшим кораблекрушение некогда было вдаваться в литературные аллюзии -- речь шла о жизни и смерти. Волей-неволей несчастным пришлось полагаться на Риддика. И отбиваясь от крылатых полчищ, каждую секунду ждать удара в спину. Так зло стихийное, иррациональное, неодушевленное находит противника в другом зле -- хитроумном и не лишенном своеобразного шарма.
Обычно фильмы такого рода не доходят до широкого экрана, оседая на полках видеопрокатов под боком у «Киборга-полицейского», «Войны роботов» и прочей фантастической (во всех смыслах) белиберды. Но когда кино вроде «Черной дыры» все-таки появляется в кинотеатре -- надо бежать туда не раздумывая: удовольствие гарантировано на двести процентов. Фильм Туи -- не блокбастер с многомиллионным бюджетом и навороченными спецэффектами, откровенно компьютерное происхождение летающих тварей видно невооруженным глазом даже в покрывающей экран тьме-тьмущей. Но это и не откровенно-невыносимый трэш, в котором постапокалиптическая помойка выбрана в качестве места действия исключительно из-за нехватки средств. То есть как раз та золотая середина, которой отчаянно не хватает современной кинофантастике. В девяностых годах фантастический фильм такого по-хорошему среднего уровня выходил, кажется, единожды -- это были безупречные «Крикуны» Кристиана Дюгея. Его мы на большом экране так и не увидели -- так что пропускать еще и «Черную дыру» совершенно непростительно. Неизвестные актеры с причудливыми бластерами в руках, пустынные пейзажи, одновременно восхитительные и пугающие, истошные вопли в почти что полной темноте... Что еще нужно для полного киноманского счастья...
Фильм подкупает странным тревожным драйвом, растворенным между почти неотличимыми друг от друга темными кадрами. Через некоторое время становится неважно, насколько плох или хорош Риддик и стоит ли незадачливым путешественникам ждать от него подвоха. И почему корабль направлялся в Новую Мекку. И чем в конечном итоге все закончится. Не надо думать. Лучше получать удовольствие -- но ни в коем случае не расслабляться: тьма ошибок не прощает.
Фильм Туи похож и на «Миссию на Марс», и на всех четырех «Чужих», и на тех же «Крикунов». Но более всего -- на «Марш космических негодяев», одну из самых странных песен Владимира Высоцкого, которая могла бы стать гимном для всех Риддиков Вселенной: «Вы мне не поверите и просто не поймете: в космосе страшней, чем даже в дантовом аду. По пространству-времени мы прем на звездолете, как с горы на собственном заду»...
«Черная дыра» снималась в Австралии -- в тех самых местах, где Джордж Миллер снимал первого «Безумного Макса». Недорогой и вроде бы малоперспективный фантастический боевик, ставший на сегодня безусловной классикой, обзаведшийся несколькими продолжениями и превративший Мэла Гибсона в звезду всемирного масштаба. Сейчас Дэвид Туи подумывает о продолжении «Черной дыры».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ