|
|
N°147, 12 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без высоких целей
Несмотря на разворачивающийся вокруг ВЦИОМ скандал, некогда единственный в Советском Союзе центр по изучению общественного мнения и сейчас сохраняет ведущие позиции и считается одним из самых авторитетных социологических центров в России. И его директор Юрий Левада предпочитает говорить не о конфликтах с хозяином центра -- государством, а о результатах исследований института.
О том, какие настроения по данным ВЦИОМ царят в российском обществе в преддверии выборов, Юрий ЛЕВАДА рассказал корреспондентам газеты «Время новостей» Ирине БЕЛАШЕВОЙ и Кириллу ВАСИЛЕНКО.
-- Многие социологи считают, что наши люди сейчас ни во что не верят и ни на что не надеются. Согласны ли вы с этими утверждениями?
-- Безразличия и апатии у нас действительно очень много. Около 40% респондентов утверждают, что ощущение безнадежности закрепилось у них в последнее время. Но с другой стороны, выросло и число людей, верящих, что жить стало лучше. Мы только недавно провели исследование в этом направлении. Поэтому точных цифр пока назвать не могу. Но уже ясно, что произошел приятный сдвиг -- в целом люди более оптимистичны, чем пару лет назад. Это объясняется прежде всего экономическими причинами, определенной стабильностью в стране.
-- То есть в целом вы оцениваете сегодняшнее состояние общества как достаточно спокойное? Предсказуемое?
-- Люди, конечно, после событий последнего времени очень сильно боятся терроризма, но по этой же причине стали больше доверять власти, силовым ведомствам.
-- А какие ценности ставят россияне во главу угла?
-- Больше всего люди хотят стабильности, благополучия, порядка. Ничего другого, более идейно окрашенного у них нет. Просто повседневная, спокойная жизнь, которая разве что могла бы быть немного лучше, чем есть сейчас. Нельзя сказать, чтобы это были такие уж высокие ориентации, но какие есть -- такие есть.
Около 23% примитивно хотят выжить. Около половины хотят жить не хуже, чем другие, -- это и есть преобладающая ориентация, можем считать ее нормальной. Около 10% хотят жить лучше, чем окружающие, около 15% -- не хуже, чем живут в Европе и Америке. И еще набирается 2--3% авантюрных людей, которые говорят, что они хотят жить лучше, чем за границей. Но людей, которые просто хотят выжить, со временем становится все-таки немного меньше. Это уже отчаянная, безнадежная бедность, из которой люди не видят выхода.
А вот гражданские свободы занимают довольно маленькое место в ценностной ориентации людей. Отчасти люди думают, что гражданские свободы ничего им не принесли, отчасти просто заняты бытом, текучкой.
-- Тем самым выживанием?
-- Может, и не выживанием, может быть, наоборот, достижениями -- но только не общественными, а своими личными. Люди могут работать, зарабатывать, явного кризиса в стране нет. Сегодня довольно легко найти работу, заработать больше, чем раньше. Причем сейчас не только молодежь не голодает -- ведь и пожилые немного лучше живут. Меньше инфляция, больше пенсии, пусть не так значительно, но это все равно ощущается. А перед выборами, думаю, они кое-что еще получат.
-- Увлеченность бытовой жизнью повлияет явку граждан на предстоящие выборы?
-- Пока желающих участвовать в выборах чуть больше половины, примерно 52%. Это соответствует показателям прошлых лет. По опыту могу сказать, что к выборам это число немного увеличится, примерно до 55%. Хотя на это могут повлиять разные причины, включая погоду в декабре.
-- Какая категория населения сегодня наиболее политически активна?
-- Как всегда, более активны пожилые люди. Хотя сейчас и молодые подтянулись. Это связано, вероятно, с образом молодого президента, который многим из молодых нравится.
Беседовали Ирина БЕЛАШЕВА, Кирилл ВАСИЛЕНКО