Время новостей
     N°147, 12 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.08.2003
Внезапное столпотворение
Зарубежная молодежь придумала новое развлечение
Если некий человек останавливается около витрины со стиральными машинами и вдумчиво ест банан, на него скорее всего никто, кроме продавца, не обратит ни малейшего внимания. Если он стоит посреди улицы, задрав голову, и пялится в небеса с выражением ужаса на лице, к нему, возможно, подойдут и поинтересуются, все ли у него в порядке со здоровьем. Если кто-то войдет в гостиницу и начнет громко хлопать в ладоши, его сочтут безвредным эксцентриком. Но если то же самое проделают одновременно несколько десятков или сотен человек, то этой толпе гарантировано всеобщее внимание. Прохожие решат, что тут снимают кино, а бдительные граждане, возможно, начнут нервно звонить в полицию. Однако это всего лишь flash mob -- недавно появившееся на Западе развлечение для скучающих горожан.

Жизни современного человека катастрофически не хватает оригинальности. Школа, университет, работа, карьера, семья, дети, кино, выпивка, курорты, пенсия. Несмотря на то что мир крайне разнообразен и интересен, подавляющее большинство населения ведет стандартную жизнь стандартного клерка. Изо дня в день повторяя путь с работы домой, не так просто найти хоть что-то, что может поднять уровень адреналина в крови. Флэш-моб («внезапное столпотворение») -- это уличное шоу, нарушающее обычное течение жизни, где любой даже самый незаметный человек может сыграть свою маленькую роль. В массовке он легко совершит нечто необычное, то, на что никогда не решился бы в одиночку, но никто при этом не бросит ему: «Псих!» Просто люди бесятся со скуки, тихо развлекаются, шокируя тех, кто пока не присоединился к флэш-мобу.

Дополнительный привкус запретности этим «акциям» придает секретность, которой обставлена организация подобных уличных шоу. Их участники первый и, возможно, последний раз в жизни встречают друг друга лишь перед началом флэш-моба. Вся подготовка к акции проводится через Интернет анонимным лидером. Участник должен зарегистрироваться на специальном сайте, выбрать акцию, к которой он намерен присоединиться, и ждать электронного письма, в котором ему сообщат место и время встречи.

Флэш-мобы появились буквально месяц назад в США. Одно из первых удачных столпотворений произошло в магазине: туда заявилось около ста человек, которые стали придирчиво рассматривать один из ковров. Удивленные продавцы попытались подойти к посетителям со стандартным «Чем я вам могу помочь?», но в ответ выслушали невероятную байку о том, что все пришедшие -- члены некой коммуны, выбирающие для себя «ковер любви». После такого объяснения сотрудники магазина, естественно, впали в ступор, а довольная собой тусовка флэшмоберов удалилась восвояси.

Эта новая мода быстро перекинулась в Европу. Первые «старосветские» столпотворения стали собираться в Италии, Германии, Британии и Нидерландах. Как правило, акции не отличаются особой оригинальностью: если вы закажете в книжном магазине никогда не выпускавшееся издание, вы просто сделаете ошибку. Гораздо веселее зайти туда в компании еще трех сотен раздолбаев и в едином порыве замучить продавца этим вопросом. В Берлине несколько десятков флэшмоберов одновременно достали на улице мобильники и начали громко повторять в трубки: «Да, да, да». В Лондоне толпа ввалилась в мебельный магазин и стала нарочито громко хвалить один из диванов. Бывают, впрочем, и необычные действия: во время одной из акций в центральном парке Манхэттена участники флэш-моба сидели на камнях и пытались изображать птичьи трели.

По-видимому, в самом скором времени эти акции будут время от времени разнообразить отдых скучающих горожан во всех странах Европы. Это действительно безобидное и иногда веселое времяпрепровождение обычно не приводит к конфликтам. Зеваки, которым посчастливилось наблюдать флэш-моб в действии, только рады -- зрелище на халяву, у полиции обычно тоже нет особых претензий. Продавцов и хозяев магазинов не сильно огорчают такие шоу (товар не портят, да и для заведения какой-никакой пиар). Более того, некоторые менеджеры по рекламе, возможно, ухватятся за flash mob -- чем не новая стратегия раскрутки для торговой точки?! Впрочем, есть опасность, что флэш-моб будут использовать в политических целях: сложно придумать лучшее средство для организации небольшого пикета или демонстрации. К примеру, в Лос-Анджелесе сегодня кто-то из противников американского президента намерен провести антибушевскую акцию: участники нацепляют на лицо портреты хозяина Белого Дома и скандируют «Я лжец и обманщик». По сходной причине непонятна пока и судьба новой западной моды в России. Ведь с точки зрения нашей милиции любое подобное действо подпадает под понятие «несанкционированный митинг». В результате отечественные пионеры флэш-моба сильно рискуют получить слишком много адреналина после удара дубинкой по голове.

Владимир ДЗАГУТО