Время новостей
     N°146, 11 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.08.2003
Налетай - подешевело
В Россию пришла авиакомпания нового типа
На российский рынок впервые выходит пассажирская авиакомпания очень популярного в развитых странах класса «дешевый перевозчик» (low-cost carrier). 26 августа из Мюнхена и Берлина в Москву начинает летать германская авиакомпания Germania. Она обещает составить серьезную конкуренцию работающим на этих маршрутах российским и германским авиакомпаниям традиционного типа.

Концепция «дешевой» авиакомпании была разработана и впервые практически осуществлена в Великобритании в середине 80-х годов. Резкое удешевление билетов в таких авиапредприятиях достигается посредством максимального упрощения услуг, внедрения разного рода конвейерных технологий. Бурный рост авиакомпаний этого типа в Западной Европе, а затем и в Северной Америке начался на рубеже тысячелетий -- параллельно с кризисом мирового рынка авиаперевозок. В настоящее время low-cost -- единственный развивающийся сегмент пассажирского авиарынка. В России до сих пор подобные компании не работали.

Как сообщил Интерфаксу генеральный представитель Germania в России и странах СНГ Гюнтер Зайбт, авиакомпания будет выполнять по пять рейсов в неделю (с понедельника по пятницу) из Мюнхена и Берлина в Москву. Стоимость билета в один конец будет единой -- 111 евро. Стоимость билета «туда и обратно» образуется путем простого сложения -- 222 евро (250 долларов).

На маршрутах, на которые выходит Germania, уже работают российские компании «Аэрофлот», «Пулково» и «Сибирь», а также немецкая Lufthansa. Хотя некоторые из этих компаний предлагают различные сезонные дешевые тарифы, начинающиеся от 230 долл. «туда и обратно», стоимость полного тарифа эконом-класса у них колеблется в диапазоне 700--900 долл. Поэтому Germania окажется для них очень серьезным конкурентом, по крайней мере в сегменте, рассчитанном на пассажиров с ограниченными финансовыми ресурсами.

Людей, для которых стоимость имеет вторичное значение по сравнению с комфортом на борту, Germania вряд ли сможет заинтересовать. Она, как любой low-cost-авиаперевозчик, не предоставляет на своем борту бесплатное питание. Эта же практика будет распространяться на рейсах германской авиакомпании в Москву, желающим поесть за любой пункт меню предложат заплатить 1 евро. В Germania также не предусмотрено предварительное бронирование билетов, и отсутствует возможность возврата билетов. Авиакомпания не имеет собственных бланков билетов и осуществляет продажу своих перевозок на европейских линиях через Интернет. В России продажа билетов будет осуществляться через Транспортно-клиринговую палату (ТКП). В ТКП корреспонденту газеты «Время новостей» рассказали, что коммерческие детали сотрудничества с Germania еще обсуждаются, но само по себе открытие рейса 26 августа уже считается делом решенным.

Все самолеты авиакомпании Germania оборудованы только салонами экономического класса. Представитель Germania утверждает, что авиакомпания не будет демпинговать на российском рынке. По словам г-на Зайбта, она планирует в дальнейшем выйти на рынок перевозок в Санкт-Петербурге. В настоящее время Germania выполняет полеты в 16 пунктов шести европейских стран: Австрии, Швейцарии, Италии, Испании, Великобритании, Греции. Из стран СНГ компания наладила пока сообщение только с Грузией. Она летает в Тбилиси из Берлина и Дюссельдорфа.

Маршрут в Россию Germania намерена прокладывать на самолете Fokker-100. Их у нее 19 штук, и все они в настоящее время проходят капитальный ремонт. Полеты по Европе компания выполняет на Boeing-737. Fokker в свое время принес проблемы некоторым другим западным авиакомпаниям, которые пытались эксплуатировать его в России. Эти машины не сертифицированы в нашей стране, к тому же сняты с производства из-за банкротства фирмы, которая их выпускала. Поэтому в прошлом российские авиационные власти чинили всякие препоны полетам Fokker в нашем небе. На этот раз, как утверждают источники, близкие к Germania, российские власти твердо пообещали не придираться к Fokker. Как они летают

Для того, чтобы заранее познакомиться с особенностями сервиса low-cost корреспондент газеты «Время новостей» слетал из Лондона в Белфаст на борту одной из крупнейших авиакомпаний этого класса EasyJet.

Путешествие EasyJet начинается не из аэропорта Гатвик, который находится в черте Лондона, и не из Хитроу. EasyJet летает из Льютона (чуть больше часа езды на электричке). Так еще на земле начинает исполняться краеугольный для low-cost принцип максимальной экономии на мелочах: маленький неудобный аэропорт -- скромные аэропортовые сборы (правда, в Москве Germania отступила от этого правила, она будет летать в самый современный из столичных аэропортов -- «Домодедово»).

Билетов как таковых нет. Пролет я оплатил через Интернет и в качестве подтверждения прихватил распечатку с персональным номером, который мне автоматически присвоил сайт компании. На регистрации пассажиров девушки даже не взглянули на эту распечатку, а только сличили мой паспорт со списком пассажиров.

По-военному четко группы пассажиров прогоняются через последний паспортный контроль, и -- на поле (все идут до самолета пешком).

Слухи о том, что кресла в low-cost расставлены как-то особенно тесно, оказались преувеличены: обычный салон эконом-класса. Вот только холодные закуски и жидкий растворимый кофе на борту предлагали по каким-то заоблачным ценам. Да, и бесплатно взять с собой можно было только 1 место багажа. А так -- вполне нормальный, в меру комфортабельный самолет.

Михаил КУКУШКИН