|
|
N°146, 11 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Естественный регулятор
ФЭК снова получила президентские полномочия по отношению к монополиям
Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) получила официальный статус государственного регулирующего органа естественных монополий. Соответствующий указ в минувшую пятницу подписал Владимир Путин. Необходимость такого документа была вызвана тем, что в последних законах и других нормативных актах, касающихся реформ естественных монополий, в качестве регулятора тарифов упоминался некий государственный орган без названия. Это позволяло оппонентам ФЭК говорить о том, что функция регулирования тарифов, например в электроэнергетике, может быть передана в МАП. Однако Владимир Путин, как и два года назад, отдал все регулирующие полномочия ведомству Георгия Кутового.
Статус органа, регулирующего тарифы естественных монополий (кроме связи), ФЭК получила от Владимира Путина еще два года назад. Тогда обсуждалась идея создания Единого тарифного органа (ЕТО), который бы регулировал все тарифы. Многие спорили о целесообразности столь мощного органа, ведь от него, по самым скромным подсчетам, зависело бы 65% российской экономики. Однако Владимир Путин счел необходимым создание такой структуры и передал полномочия ЕТО ведомству Георгия Кутового, при этом не переименовывая ФЭК. Но в соответствующем указе президент обозначил конкретные функции комиссии, правда, при этом в название статуса комиссии не было включено словосочетание «естественные монополии». Этим пробелом воспользовались разработчики пакета законов, касающихся реформирования электроэнергетики. Однако когда эти законопроекты проходили через Госдуму, никто в эту тонкость не вдавался -- других вопросов, как известно, было громадное количество. Да и вокруг фигуры Георгия Кутового была некая неопределенность -- ему исполнилось 65 лет, и многие были уверены в том, что в связи с достижением предельного для госслужбы возраста его отправят на пенсию. И что будет с ФЭК после ухода ее главы, никто предсказать не мог: существовали две противоположные версии: первая -- комиссия развалится, и ее полномочия перейдут в МАП, Минэкономразвития и профильные министерства, вторая -- ФЭК возглавит человек, близкий к «питерской» команде президента, например, первый заместитель Германа Грефа Андрей Шаронов или кто-либо еще из Минэкономразвития. Однако Владимир Путин Георгия Кутового не уволил, а формулировки в законах о реформе энергетики как-то тихо забылись. Только в ФЭК их не забыли и подготовили соответствующий указ президента.
В связи с тем, что энергетическая комиссия закрепила свой статус, похоже, теперь снова начнутся разговоры о ее новом руководителе. Формальный повод для этого, как всегда, имеется -- это тарифы на электроэнергию. Владимир Путин на встрече с вице-премьером Виктором Христенко в минувший четверг заявил, что уровень их роста на следующий год в некоторых регионах превышает максимальную правительственную планку (ее утвердят 14 августа) и это обстоятельство волнует президента. Очевидно, что в преддверии выборов президент говорит о тарифах для населения. ФЭК же (впрочем, как и г-н Христенко) оперирует средними цифрами, которые эту планку не превышают.
Пока г-н Христенко успокоил Владимира Путина. Однако в связи с активизацией думской предвыборной кампании депутаты это обстоятельство наверняка не забудут. Какой ответ приготовит им Георгий Кутовой вместе с правительством, пока неизвестно -- период отпусков в правительстве еще не закончился. Г-н Кутовой же в своем интервью газете «Время новостей» весной этого года -- когда наиболее остро стоял вопрос о тарифах на электричество -- о возможности своей отставки отвечал так: «А чего ее (отставку. -- Ред.) добиваться? Я нахожусь в ситуации, когда я уже отработал свой стаж, я в любой момент по указу президента ухожу в отставку, и не надо по этому поводу строить каких-то иллюзий. Меня совершенно не интересуют никакие карьерные проблемы». Вполне резонно предположить, что глава ФЭК снова попытается перевести политические обвинения на экономический язык. Правда, сделать это во второй раз за год будет намного сложнее. Вопрос лишь в том, поддерживает ли Владимир Путин Георгия Кутового лично.
Николай ГОРЕЛОВ