Время новостей
     N°146, 11 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.08.2003
Новых «УАЗов» не будет
Зато появятся многофункциональные коммунальные машины
В минувшую пятницу гендиректор «Северсталь-групп» Алексей Мордашов, подводя итоги работы своего автомобильного дивизиона в 2002 году и в первом полугодии 2003 года, огорчил любителей отечественных автомобилей, сообщив, что новые модели «УАЗа» они увидят не скоро.

Существующие машины, по словам Мордашова, будут производиться еще как минимум пять лет. Создание же принципиально новой модели, признают на заводе, невозможно в силу отсутствия средств и технологий.

Сказанное г-ном Мордашовым, однако, несколько противоречит принятому в конце июля стратегическому бизнес-плану УАЗа на пять лет, где основным направлением «Северсталь-Авто» наряду с модернизацией имеющихся производств, развитием новых компонентных производств значится и замещение существующего модельного ряда.

Только вот производство нового автомобиля в «Северсталь-Авто» связывают с приходом иностранного партнера, который сможет гарантировать качество, а также новый имидж и, возможно, бренд. Видимо, от опоры на собственные силы в деле развития Ульяновского автозавода в компании г-на Мордашова решили отказаться окончательно.

То, что «Северсталь-Авто» активно ведет поиски инвестора, было известно давно -- уже прошли переговоры с Toyota, Volkswagen, Iveco. В пятницу гендиректор «Северсталь-Авто» Вадим Швецов сообщил, что его компания практически определилась со стратегическим партнером по автомобильной отрасли, однако его имя по-прежнему держится в секрете.

Вместе с тем очевидно, что создание нового автомобиля -- это, скорее всего, отдельный бизнес-проект с участием иностранного автопроизводителя. Существующие активы -- это базис для дальнейшего развития, но, вероятно, холдинг не должен ограничиваться традиционным бизнесом УАЗ и ЗМЗ (Заволжский моторный завод), говорится в бизнес-плане «Севрасталь-Авто». Мы (с партнером) намерены создать «принципиально новую автомобильную платформу», подтверждает Вадим Швецов.

Аналитики гадают на счет нового партнера по автомобильному бизнесу «Северстали» -- теоретически это может быть любой автопроизводитель, еще не присутствующий в России, но имеющий здесь неплохой спрос на свою продукцию, предполагает Елена Сахнова из UFG. Им может быть Peugeot, Nissan или Mitsubishi. Относительно продукции СП, по словам аналитика, это скорее всего будет то, что в наименьшей степени удается сделать самостоятельно УАЗу, т.е. микроавтобусы и джипы.

Обновлять модели на УАЗе самостоятельно не будут. У предприятия «нет средств и необходимости развивать модельный ряд, поскольку джип -- очень «долгосрочный» тип автомобилей, и существующий модельный ряд «вполне устраивает» руководство завода и его акционеров, пояснил г-н Мордашов.

Для того чтобы уже существующие модели устраивали потребителя, решено представить на рынок три обновленных варианта. Основная модель -- более комфортный по сравнению с имеющимися внедорожник УАЗ-3163 (9 тыс. долл.), на который на предприятии надеются пересадить бизнес-класс. Однако заявленный объем продаж, по мнению г-жи Сахновой, в 34 тыс. шт. (от 50 до 80% доли рынка подержанных джипов в сегменте 6--11 тыс. долл.) сомнителен. Известно, что к уазовским джипам существует немало претензий по качеству, и для продвижения обновленной модели придется изменить отношение потребителя, считает аналитик.

В целях экономии на эту же платформу поставлен легкий грузовик УАЗ-2360 (6800 долл.), который, как считают в Ульяновске, составит конкуренцию «Газели» (72% рынка). То, что УАЗ-2360 может отобрать у нее 18--25% рынка, также вызывает у экспертов некоторые сомнения.

И наконец, потребители увидят новую (читай -- соответствующую требованиям безопасности и токсичности) модификацию УАЗ-315195 (6300 долл.), предназначенную для сельской местности. На нее на УАЗе собираются пересадить также владельцев старой «Нивы» (восьмерки), снятой 1 июля с производства.

Единственное ноу-хау, которое выделяет УАЗ среди представителей отечественного автопрома, это новый проект по производству техники для коммунального хозяйства. Многофункциональный автомобиль планируется создать на спецшасси УАЗ-33003. За счет сменного навесного оборудования он сможет не только очищать улицы от снега и мусора, но и поливать дороги, перевозить стройматериалы. Объемы выпуска пока неизвестны, однако такой коммунальный трансформер рассчитан на обслуживание территории, на которой проживает две тысячи жителей.

Яна ВИКТОРОВА