Время новостей
     N°146, 11 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.08.2003
Бюджетная эволюция
Минфин направил в Белый дом проект основного финансового документа страны
В конце прошлой недели Минфин представил на рассмотрение кабинета министров проект бюджета 2004 года. Получив за несколько дней до этого поддержку глав четырех центристских фракций Госдумы, Минфин теперь вправе надеяться, что все возможные корректировки не изменят рамки обозначенных параметров (см. справку).

С центристами г-н Кудрин заключил своеобразное соглашение. Весенние угрозы Минфина о том, что в следующем году страну ожидает «жесткий бюджет» плюс сокращение бюджетных расходов, сменились на более мягкие формулировки -- «ненаращивание расходов» и расчеты по «наиболее оптимистическому» прогнозу. Взамен правительство ждет от депутатов покладистого обсуждения бюджета, так как этот документ, по словам Алексея Кудрина, «уже не имеет резерва увеличения доходов и расходов». Дополнительные же доходы от высоких цен на нефть правительство не позволит потратить на финансирование предвыборных обещаний, а направит в стабилизационный фонд.

«Единственно возможным вариантом корректировки остается перераспределение денег между разделами за счет повышения эффективности отдачи каждого бюджетного рубля», -- говорит глава Минфина. В этом плане министр финансов настроен ни много ни мало на «бюджетную эволюцию», чтобы повысить реальную отдачу бюджетных расходов.

Если центристам, несмотря на пору отпусков, удалось настоять во время так называемого «нулевого чтения» на изменении некоторых приоритетов бюджета, то остальным фракциям придется довольствоваться лишь перераспределением средств из одной статью в другую. В этом, по словам г-на Кудрина, они виноваты сами, ведь принять участие в «нулевом чтении» были приглашены все депутатские объединения, однако консультации с некоторыми из них «по причинам, связанным с летним периодом работы депутатов», не состоялись.

Отдельные изменения, правда, могут быть внесены в бюджет сенаторами. Такое право у них есть: во время рассмотрения бюджета Думой параллельно работает трехсторонняя бюджетная комиссия, в которую входят представители правительства, Госдумы и Совета Федерации. Причем в отличие от депутатов, которых больше волнует расходная сторона бюджета, сенаторов больше заботит проблема налоговых доходов регионов. Так как федеральный центр заберет себе половину поступлений акцизов на спирт и намерен увеличить норматив зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, регионы, вероятно, будут настаивать на полной передаче им доходов от вмененного налога на малый бизнес и изменения параметров распределения акцизов на алкоголь.

Уже 14 августа проект бюджета должен быть рассмотрен кабинетом министров с тем, чтобы до 26-го поступить в Госдуму. Выборный год, безусловно, оставит свой отпечаток на нынешнем бюджетном процессе. В Госдуме это понимают. Спикер Геннадий Селезнев уже поспешил заявить, что «бюджетный комитет даже готов пораньше вернуться из отпуска, чтобы оперативно приступить к его обсуждению». Пока предполагается, что Дума примет бюджет к концу ноября.

Доходы федерального бюджета планируются на уровне 2 трлн 740,1 млрд руб. (17,9% ВВП), расходы -- 2 трлн 656,7 млрд руб. (17,4% ВВП), профицит -- на уровне 83,4 млрд руб. (0,5% ВВП). Объем ВВП в абсолютном выражении запланирован на уровне 15,3 трлн руб. Процентные расходы (направляемые на обслуживание внутреннего и внешнего госдолга) запланированы на уровне 288,7 млрд руб. (1,9% ВВП), непроцентные расходы -- в объеме 1 трлн 929,7 млрд руб. (12,6% ВВП). Расходы по разделам: «национальная оборона» -- 411,7 млрд руб., «правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства» -- 310 млрд руб., «госуправление и местное самоуправление» -- 76,7 млрд руб., «судебная власть» -- 33,2 млрд руб., «фундаментальные исследования» -- 46,2 млрд руб., «промышленность, энергетика и строительство» -- 63,9 млрд руб., «сельское хозяйство и рыболовство» -- 31 млрд руб., «образование» -- 117,7 млрд руб., «социальная политика» -- 162,2 млрд руб., «здравоохранение и физкультура» -- 48 млрд руб. На оказание финансовой помощи бюджетам других уровней в следующем году предусмотрено 806,3 млрд рублей.

Ирина СКЛЯРОВА