Известный борец с прежним руководством ММВБ, глава Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов, выступил на стороне нового гендиректора биржи Александра Потемкина в попытках изменить правила игры на рынке акций «Газпрома». ММВБ, как известно, не входит в список бирж, которым разрешено торговать акциями концерна, но уже несколько месяцев борется за это право. Вряд ли вмешательство г-на Мамонтова сможет кардинально изменить ситуацию, но лишний голос в пользу либерализации этого рынка, несомненно, полезен.
В минувшую пятницу ММВА, представляющая интересы банков -- крупнейших операторов финансового рынка, направила в администрацию президента и правительство письмо, в котором ставится вопрос о расширении числа площадок, торгующих на внутреннем рынке акций «Газпрома». Ассоциация предлагает внести изменения в постановление правительства от 30 мая 1997 года, согласно которому право на торговлю акциями концерна имеют лишь Московская фондовая биржа, Екатеринбургская фондовая биржа, Сибирская фондовая биржа и фондовая биржа «Санкт-Петербург» (именно на ней через шлюзы биржи РТС обращается львиная доля акций «Газпрома»). Понимая, что решение этого вопроса займет много времени, ММВА считает первостепенной задачей скорейший запуск совместного проекта трех бирж -- ММВБ, ЕФБ и МФБ.
«Запуска совместного биржевого проекта с нетерпением ждут все его участники. В случае его успешной реализации они получат возможность торговать всем ассортиментом «голубых фишек» в одной технологической инфраструктуре и в единой денежной позиции, что даст им возможность гораздо более эффективно обслуживать своих клиентов. Еще более важное значение, по мнению ассоциации, этот запуск будет иметь для эмитента, создав для него новые возможности по привлечению в компанию дополнительных инвестиций и повышению ее капитализации», -- говорится в письме ММВА.
Рынок долгое время верил, что либерализация правил торговли акциями «Газпрома» является одной из приоритетных задач команды Владимира Путина, и поэтому достаточно терпеливо ждал принятия мер. Тем более что в течение нескольких месяцев работа над новыми правилами игры в специальной комиссии под руководством первого замглавы кремлевской администрации и председателя совета директоров «Газпрома» Дмитрия Медведева буквально кипела. Чиновники вместе с менеджерами смогли предложить целых четыре варианта действий, однако, как выяснилось, выбрать один из них не решился даже г-н Медведев. С тех пор как государство вместе с «Газпромом» консолидировали контрольный пакет акций компании, интерес к либерализации рынка у них явно пропал. Впрочем, процесс либерализации начался в «ползучей форме», когда РТС начала юридически чистую схему организации торговли через биржу «Санкт-Петербург».
ММВБ тоже захотела войти на перспективный рынок. В апреле этого года схема и правила торгов на ММВБ через МФБ и ЕФБ были согласованы ФКЦБ, и 14 мая торговля должна была начаться. Однако за несколько дней до этого глава биржевого совета, зампред Центробанка Константин Корищенко направил руководству биржи в лице ее гендиректора Александра Потемкина письмо, в котором попросил отложить торги, чтобы ЦБ смог оценить «дополнительные риски» и проанализировать влияние торгов на остальные сегменты -- валютный рынок и рынок госбумаг. Вмешательство главного акционера ММВБ (Центробанку принадлежит 28% акций биржи) очень возмутило главу ФКЦБ Игоря Костикова, и в письме премьеру Михаилу Касьянову он написал, что регулирование фондового рынка -- не дело ЦБ. Более того, г-н Костиков
выступил за выход Центробанка из состава акционеров крупнейшей площадки страны.
До 1 августа дирекция биржи должна была доработать существующую схему торгов, которую г-н Корищенко назвал «неким вариантом обхода действующего законодательства». «Мы пока не поставили крест на этом проекте, но намерены добиваться законодательного обоснования торговли акциями «Газпрома» на ММВБ», -- говорил в конце июня глава биржи Александр Потемкин. Судя по всему, крест на проекте был все же поставлен без его участия.
ММВА согласна с ФКЦБ в том, что действия Центробанка в отношении ММВБ в компетенцию банковского регулятора не входят. «Позиция Центрального банка выглядит противоречиво», -- заявил газете «Время новостей» Алексей Мамонтов. «В результате реализации этого проекта ММВБ получит колоссальные преимущества. Есть опасения, что это приведет к схлопыванию рынка РТС, -- говорит он. -- Возможно, Центробанк стремится избежать этого. Мы выступаем за развитие обеих площадок, РТС могла бы остаться площадкой для развития фьючерсных рынков».
На самой ММВБ говорят, что площадка лишь четко выполняет указания биржевого совета. «По поручению биржевого совета биржа изучает те риски, которые может нести как ММВБ, так и другие участники рынка», -- рассказал газете «Время новостей» замгендиректора биржи Валерий Петров.
Еще одну версию, по которой вопрос о расширении рынка акций «Газпрома» оказался отложенным в долгий ящик, выдвинул президент ММВА Алексей Мамонтов. «К внесению изменений в постановление правительства отрицательно относится и эмитент, и регулятор», -- полагает он. Эту версию подтверждают и близкие к «Газпрому» источники, говорящие о незаинтересованности руководства газового концерна в либерализации рынка акций. Заявление Алексея Миллера на собрании акционеров «Газпрома» о том, что в правительство и администрацию президента «в инициативном порядке» направлены предложения о либерализации, пока можно расценить разве как попытку сделать реверанс в сторону международных инвесторов. Г-н Миллер, выступая на пресс-конференции по итогам недавнего собрания акционеров, категорически отказался рассказывать о сути предложений менеджмента «Газпрома» по либерализации.
Впрочем, источники газеты «Время новостей» в «Газпроме» решительно опровергают предположения г-на Мамонтова. «Газпром» двумя руками «за» (скорейшее решение вопроса о либерализации рынка его акций. --
Ред.). ММВА -- организация с неоднозначной репутацией, решающая свои собственные задачи, которые не слишком связаны с идеями либерализации», -- подчеркнул представитель газового концерна. Представитель крупной инвесткомпании в ответ на это заметил: «Конечно, ММВА решает свои задачи, но, как правило, они совпадают с интересами рынка. Грустно, что «Газпром» действует вразрез с ними».