|
|
N°47, 19 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Воздушные кошмары
Для борьбы с угонщиками нужны не только охранники, но и психиатры
Драма с российским самолетом, захваченным чеченскими террористами в Турции, заставляет задуматься о том, может ли миру и в XXI веке грозить новый всплеск политических угонов, пик которых, казалось, миновал еще три десятилетия назад.
Сама практика захватов пассажирских самолетов появилась после окончания второй мировой войны. С 1948 по 1957 год было зафиксировано всего лишь 15 попыток угона самолетов. Первый серьезный кризис разразился после революции на Кубе. В 1960 году разочарованные в социализме пилоты Cubana один за другим потянулись на север к берегам Флориды. Хотя эти случаи отличаются от «классического» угона самолета террористами в масках, кубинские летчики проторили дорогу к использованию воздушных судов для бегства через «железный занавес». Поначалу угонщиков с Острова свободы встречали с распростертыми объятиями. Администрация США даже узаконила эту практику, передавая перелетевшие самолеты как возмещение американским компаниям, пострадавшим от кастровской экспроприации.
Но уже на следующий год нашлись желающие совершить перелет в обратном направлении. 1 мая 1961 года впервые в истории был похищен и угнан на Кубу американский самолет компании National Airlines с 10 пассажирами на борту. За дело взялись идеалисты, кубинские патриоты и просто авантюристы, надеявшиеся на денежную премию от Кастро. Вашингтону пришлось отказаться от поддержки воздушного терроризма и нехотя договариваться с Гаваной об экстрадиции преступников.
Позднее жители соцстран не раз пробовали удрать на самолете, что негласно поощрялось Западом. Когда в октябре 1970-го отец и сын Бразинскасы угнали в Турцию Ан-24, убив при этом бортпроводницу Надежду Курченко, Москве их не выдали. Таких попыток было много, но успешных -- лишь единицы. Западные источники приводят историю о гибели в мае 1973 года аэрофлотовского Ту-104, летевшего из Москвы в Читу с 81 пассажиром. Террорист потребовал лететь в Китай, но пронесенное им на борт взрывное устройство сработало в районе озера Байкал. В 80--90-е годы и сами китайцы не раз угоняли гражданские самолеты на капиталистический Тайвань, откуда их исправно выдают обратно на материк. Впрочем, не далее как в прошлом году группа жителей Афганистана пошла по этим стопам и использовала рейсовый самолет для бегства от талибов в сытый и спокойный Лондон.
В конце 60-х всплеск арабо-израильского противостояния привел к новой, невиданной ранее волне воздушного терроризма. Нападения на лайнеры израильской авиакомпании и самолетов третьих стран, направляющихся в Израиль, вызывали одобрение в странах Ближнего Востока. Если в 1968 году было 38 случаев угона воздушных судов, то в 1969-м -- уже 82. Самая знаменитая история произошла в 1976 году, когда группа симпатизирующих палестинцам террористов угнала в Уганду рейс Air France, летевший из Тель-Авива в Париж. Для вызволения заложников израильский спецназ предпринял молниеносный военный рейд в Кампалу, в результате которого были убиты все террористы, 35 угандийских солдат и взорваны 11 МиГов ВВС Уганды.
«Арабская» волна распространилась и на другие страны, перешедшие дорогу исламским фундаменталистам и сепаратистам. В 1985 году захваченный лайнер американской компании TWA неделю скитался между Алжиром и Бейрутом. Когда один американец был убит, Израилю пришлось удовлетворить требование об освобождении ливанских и палестинских заключенных. В декабре 1994 года четверо боевиков из алжирской Groupe Islamique Armee захватили аэробус А-300 авиакомпании Air France -- это была месть Парижу за помощь властям Алжира. Прежде чем преступников перебил французский спецназ, три пассажира были казнены.
Мир стал суров к террористам, и лететь им уже практически некуда. Поскольку на авиакомпании стран -- укрывателей террористов немедленно налагаются санкции, сегодня убежищем может служить лишь «черная дыра» вроде Афганистана или Ирака, чьи самолеты и так никуда не летают. В декабре 1999 года к талибам в Кандагар угнали индийский аэробус кашмирские исламские сепаратисты, добившиеся в обмен на жизнь 155 пассажиров освобождения трех соратников-боевиков из индийских тюрем. После этого талибы дали им спокойно уйти через дырявую границу в Пакистан. В Ираке скрывается угонщик саудовского самолета, пожелавший в прошлом году заявить о «нарушениях прав» простых саудовцев.
Самым опасным типом террориста XXI века является псих-одиночка, не имеющий разумных целей и не состоящий на учете в контртеррористических ведомствах. В декабре прошлого года молодой кениец ворвался в пилотскую кабину Boeing 747-400 компании British Airways, направлявшегося в Найроби. Началась драка, в ходе которой отключился автопилот. Лайнер, потеряв на время управление, дважды резко снизился к земле и едва не разбился. В 1999 году 28-летний японец Юдзи Нисидзава вдруг ощутил, что устал играть в компьютерные игры, и решил порулить настоящим самолетом. Хитроумно обойдя систему контроля в токийском аэропорту Ханэда, он прорвался с ножом в кабину Boeing 747 All Nippon Airways и смертельно ранил пилота. Буян хотел попробовать себя в высшем пилотаже над Токийским заливом, включая пролет под мостом и мертвую петлю. В обоих случаях число жертв тронувшихся умом самоубийц исчислялось бы сотнями, тогда как в случае политических угонов они измеряются, при наихудшем раскладе, десятками.
В ноябре 1996 года Boeing 767 компании Ethiopian Airlines, летевший из Аддис-Абебы в Абиджан, был захвачен тремя эфиопами. При взятии самолета они обошлись подручным «оружием» -- топором, огнетушителем и бутылкой виски с тележки, после чего потребовали лететь на другой конец планеты в Австралию без дозаправки. В ответ на уговоры разрешить посадить самолет те сказали, что бежали из тюрьмы и «хотят войти в историю». Летчик попытался спланировать на мелководье у Коморских островов, но самолет от удара развалился на куски, 125 из 175 человек погибли. Если беглецы от коммунизма и борцы с сионизмом хоть на время казались кому-то симпатичными, то беспощадность бесцельного террора изначально страшит. Увы, стрессов у современных людей все больше, а самолеты становятся все более и более вместительными.
Яков Кедми, бывший глава израильской организации «Натив» по связям с евреями в Восточной Европе:
-- Я входил в психологическую группу, имевшую дело с террористами, которые в 1989 году угнали советский самолет из Минвод в Израиль. Нам предстояло определить, что это за люди, «политические» они или нет, насколько все это серьезно. Помогли переговоры, благодаря которым удается собрать информацию и решить проблему, не применяя силы. Нам повезло: несколько террористов вышли из самолета для беседы, и с первых же слов мы поняли, что это обычные бандиты и штурма не потребуется.
Если же переговоры не помогают, действия спецотрядов стандарты. Выбрать самый неожиданный момент, внести один-два отвлекающих фактора и нейтрализовать террористов в первые секунды. Сам акт прорыва в самолет -- дело техники. Спецслужбы отличаются друг от друга не этим, а оснащением, способностью оценить и спланировать операцию. Важно знать национальность угонщиков, степень их религиозности, на основании этого специалисты делают выводы. Кстати, в Израиле есть спецбригада «Довдован Шамшон», солдат которой не отличишь от арабов, они сливаются с местным населением. Правда, у нее другие задачи, не освобождение самолетов.
Хотя при освобождении часть заложников иногда погибала, власти Израиля никогда не выполняли требования террористов. Любая сделка приведет к резкому учащению терактов, и жертв будет больше. Благодаря жесткой системе контроля у нас почти невозможно пронести на борт оружие, если только через работника аэропорта. Поэтому ко всему прочему на борту каждого самолета находятся агенты безопасности. Принцип такой: лучше заранее вложить деньги в дополнительную защиту, так как нет ничего дороже жизни людей.
Член Национального совета Палестины и ЦК «Народного фронта освобождения Палестины» Лейля Халед:
-- Не хочу комментировать действия чеченских угонщиков и особенности российско-чеченского противостояния. Я не знаю, кто эти угонщики. Может, это просто бандиты? К тому же я вас уверяю, что палестинская и чеченская проблемы -- абсолютно разные. Хотя бы потому, что сионисты создали государство Израиль всего 52 года назад на наших землях, изгнав нас с них.
Да, в молодости я участвовала в операциях по угону израильских самолетов. Я была активисткой «Народного фронта освобождения Палестины», руководство которого в 1968 году впервые после второй мировой войны придумало угонять самолеты. Но эти операции вскоре прекратились, так как мы выполнили нашу задачу: привлекли внимание мира к проблеме Палестины, о которой мало кто задумывался. Сейчас это нам не нужно. Наоборот, может навредить в глазах общественного мнения.
Тогда все было значительно проще. В самолетах не было охраны, а в аэропортах -- систем проверок багажа, досмотр был поверхностным. Хотя, думаю, желающие и сейчас найдут способы совершить операцию. Пассажиры пугались, но мы берегли их, и никто не пострадал. А вот когда в 1970 году после пары удачных операций мы впервые наткнулись на израильскую охрану самолета -- был убит наш товарищ. Меня арестовали, но поскольку это происходило в Великобритании, англичане не выдали меня израильтянам и вскоре обменяли на заложников еще одного угнанного самолета. В целом же палестинский народ вправе решать, какими формами сопротивления и когда пользоваться. Наверное, это касается и других народов. Законна любая форма борьбы за освобождение угнетенного народа.
Александр ТИМОФЕЕВ