Время новостей
     N°145, 08 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.08.2003
А денежки врозь
Герман Греф не может спокойно смотреть, как у регионов выпадают доходы
Регионы, вынужденные все последние годы бороться с Минфином за сохранение у себя налоговых доходов, вчера получили заступника в федеральном правительстве. В этой роли неожиданно выступил глава Минэкономразвития Герман Греф. Будучи в Калуге, он заявил, что отсутствие эффективной межбюджетной политики является сегодня одним из главных сдерживающих факторов развития российских регионов. «Мы должны сделать межбюджетные отношения такими, чтобы после каждого изменения законодательства регионы не считали выпадающие доходы», -- сказал министр. Более того, г-н Греф назвал межбюджетное регулирование ключевым фактором экономического роста. По его словам, говорить об инвестиционной привлекательности регионов можно будет только тогда, когда они смогут прогнозировать экономическую ситуацию на пять-шесть лет. Понятно, что сейчас, когда каждый год меняется налоговое законодательство, такой возможности у регионов нет.

На первый взгляд может показаться, что г-н Греф пытается защитить регионы от ненасытного Минфина. Действительно, ведомство Алексея Кудрина с начала налоговой реформы три года назад постоянно урезало налоговые доходы субъектов, отменяя различные налоги или перераспределяя в свою пользу акцизы. Можно вспомнить отмену налога на пользователей автодорог или налога с продаж. Еще раньше был осуществлен полный перевод в «федеральную собственность» НДС. В этом же ряду -- перераспределение год назад в пользу центра акциза на табачные изделия. Хотя правительство и пытается компенсировать потери, получается это далеко не всегда.

Однако вряд ли побудительный мотив Германа Грефа просто в том, что он решил вступить в дискуссию о плюсах и минусах действующей практики распределения налоговых доходов. Скорее "министр по реформам" думает об очередной из них. Заявление главы Минэкономразвития вполне следует логике грядущей с 2005 года реформы межбюджетных отношений, вытекающей из планируемого перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами. Реформаторские законопроекты, как известно, разработала комиссия во главе с замглавы администрации президента Дмитрием Козаком. Один из законов уже принят Госдумой на весенней сессии. Со вторым произойдет то же самое на осенней. Тогда же, как ожидается, парламентарии одобрят и поправки в Бюджетный кодекс, которые как раз и должны привести к тому, о чем говорит Герман Греф: к четкому закреплению за бюджетами каждого уровня расходных полномочий и доходных источников. Причем на много лет вперед. Именно такая система, по мысли реформаторов, позволит регионам перестать считать каждый год выпадающие доходы и заблаговременно планировать свою инвестиционную деятельность.

Минфин на днях уже внес в правительство проект поправок в Бюджетный кодекс по регулированию межбюджетных отношений. Например, в бюджеты городских округов будут поступать в полном объеме доходы от земельного, транспортного налогов, сбора за право торговли, налога на имущество физических лиц, госпошлина, а также 30% налога на доходы физических лиц, 60% единого сельхозналога и 60% от единого налога на вмененный доход (или те же 60% -- при упрощенной системе налогообложения малого бизнеса). Муниципальные районы и поселения получат 15% от федерального налога на доходы физических лиц, 30% от сельхозналога и 30% от налога на вмененный доход. Что касается налоговых доходов субъектов, то они будут формироваться за счет поступлений от игорного бизнеса, в полном объеме налога на имущество предприятий и прибыль организаций, налога на наследование и дарение, водного налога, акцизов на алкогольные напитки и 70% налога на доходы физических лиц. Налог на прибыль организаций при исполнении соглашений о разделе продукции будет распределяться следующим образом: 20% -- в федеральный бюджет, а 80% -- в бюджет субъектов. Акцизы на бензин и дизельное топливо расщепляются по нормативу: 40% -- в федеральный и 60% -- в региональный бюджет. В федеральный бюджет в полном объеме зачисляются доходы НДС, от единого социального налога, таможенные пошлины и сборы, акцизы на этиловый спирт, табачную продукцию, налога на добычу природного газа и ряд других налогов.

Михаил ВОРОБЬЕВ