|
|
N°47, 19 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Главное -- не цель, а процесс
Полной «справедливости» на Каспии не будет
Визит в Москву президента Ирана на прошлой неделе внес явное оживление в полемику по проблеме Каспия. Как известно, эта тема наряду с военно-техническим сотрудничеством была в фокусе российско-иранских переговоров. Их результатом стало не только подписание президентами Путиным и Хатами совместного заявления по Каспию, но и определенные подвижки в российско-иранском диалоге, посвященном принципам раздела моря. Как известно, в российско-иранском заявлении эти вопросы практически не нашли своего отражения, поскольку видимого компромисса Москва и Тегеран к моменту его подписания не достигли.
Однако на следующий день после подписания документа переговоры на эту тему продолжились, и, по сведениям газеты «Время новостей», полученным из источников в российской делегации, иранская сторона сделала ряд предложений, направленных на выход из «каспийского» тупика. Суть их состоит в следующем. Тегеран в принципе теперь не возражает против деления моря по принципу модифицированной срединной линии, который ранее категорически им отвергался. Как известно, позиция Ирана сводилась к требованию «справедливого» равнодолевого деления Каспия между пятью прибрежными странами.
Свою инициативу иранцы в Москве сопроводили предложением установить вдоль этой срединной линии 20-мильную зону (по 10 миль с каждой стороны), которая была бы доступной для общей хозяйственной деятельности (по дну и толще воды) и свободного судоходства. При этом подразумевается, что остальная акватория моря будет состоять из 10-мильной прибрежной национальной (по всему профилю -- от дна до поверхности воды) зоны и остальных зон, где поверхность и толща воды также находятся в общем пользовании, а дно может быть поделено между сопредельными странами в целях ресурсного недропользования. То есть так, как договорились между собой Россия и Казахстан, разделив между собой в 1998 году северный шельф Каспия.
Предложение Тегерана в общих чертах повторяет инициативу Москвы, сделанную несколько ранее. Тогда, правда, предлагалось установить 10-мильную зону в центре Каспия, то есть такую же по ширине, как прибрежная зона каждого государства. Иранская сторона, правда, при этом по-прежнему исходит из того, что каждая страна должна получить по 20 процентов морской акватории, на что в Москве ей деликатно возразили: «Это никак не получится». Однако -- в российской столице данную деталь отмечают особо -- Тегеран в отличие от прежних переговоров на этот раз не стал категорично настаивать на своем подходе, что дает «основание рассчитывать на дальнейший позитивный диалог».
Любопытно, что в те же дни прозвучало заявление президента Туркмении Сапармурата Ниязова, который также высказался «за создание в центре Каспия 20-мильной зоны свободного судоходства». Предложение Ашхабада явно скоординировано с инициативой Тегерана, обе столицы по-прежнему готовы выступать единым блоком в ходе намеченного в середине апреля в Туркмении саммита каспийской «пятерки». При этом Туркмения на сегодня оказалась в отличие от Казахстана, Азербайджана и Ирана единственной страной, которая накануне саммита не успела зафиксировать свои «каспийские» позиции в отношениях с Россией подписанием соответствующего документа.
Впрочем, даже такой документ, подписанный между Россией и Казахстаном, далеко не решил спорных территориальных вопросов между этими странами. Проведению модифицированной срединной линии на море между этими ближайшими каспийскими партнерами мешает неурегулированность спора о принадлежности трех небольших островов на севере Каспия -- Малого Жемчужного, Жесткого и Укатного. Острова эти не имеют какого-либо хозяйственного значения (там в советские времена находились метеорологические и тригонометрические пункты и маяки) и находятся далеко от нефтяных месторождений, но от их принадлежности зависит методика вычисления срединной линии.
В ходе закончившегося на днях визита в Астану спецпредставителя президента России по Каспию Виктора Калюжного ему удалось настоять на скорейшем разрешении «островной» проблемы. К 15 апреля Москва и Астана должны обменяться своими предложениями, возможно, что с учетом мировой практики удастся к обоюдному удовлетворению «нарисовать» срединную линию без привязки к островам.
Аркадий ДУБНОВ