|
|
N°145, 08 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Усадебные увеселения
Летние фестивали в Москве и ее окрестностях
Пока концертные залы и музыкальные театры Москвы на заслуженном отдыхе, практически единственная возможность услышать классическую музыку «живьем» -- отправиться в какой-нибудь летний дворец или загородную усадьбу. Музеев, которые летом регулярно проводят у себя концерты, на удивление немного, друг с другом они не конкурируют. Заодно с прогулками по паркам, экскурсиями и шашлыками Москва легко могла бы поглощать как минимум втрое больше классики! Тем более что «летние» концерты в отличие от «зимних» начинаются раньше, длятся меньше и не так обременительны для кошелька. Как показывает опыт, риск нарваться на что-нибудь вовсе профнепригодное или умереть со скуки, внимая очередным безликим «Шедеврам классической (романтической, отечественной, зарубежной -- нужное подчеркнуть) музыки», сегодня не слишком велик.
На знаменах большинства музеев начертан лозунг «Возрождение былого». Фестиваль «Музыка в Архангельском: возрождение традиций» не исключение. Бывшее имение князей Юсуповых действительно имеет музыкальные традиции, достойные того, чтобы их возродить. Об этом напоминает театр, построенный Пьетро Гонзага. Сейчас его реставрируют. Комфортно ли в будущем станет там музыкантам, пока сказать трудно, поскольку стоит театр на довольно шумном Ильинском шоссе. Сейчас же для концертов одновременно используются две площадки, каждая в своем роде неповторимая. Побродив среди обелисков, воздвигнутых Юсуповыми в честь визитов в Архангельское Александра I и Николая I, и попутно обнаружив мемориальную доску «Здесь в 1934 году лечился Георгий Димитров», можно решительно двигаться в сторону Большого дворца. Он находится на реставрации, и тем не менее среди груд кирпича и зеленых маскировочных сетей в Парадном дворе по-прежнему идут хоровые и симфонические концерты под открытым небом. Этим летом четыре концерта дает Московский Симфонический оркестр под руководством Владимира Зивы (последний концерт -- 19 августа). Спонсор фестиваля Nestle напоминает о себе буквально на каждом шагу, поскольку холодильники с фирменным мороженным подстерегают по всей территории усадьбы.
В отличие от Парадного двора, в настоящее время выглядящего абсолютно непарадно, вторая концертная площадка Архангельского так хороша сама по себе, что совершенно неважно, кто именно там выступает. Важно просто попасть в верхний зал (точнее, в верхнюю церковь) храма-усыпальницы «Колоннада», построенного и декорированного накануне первой мировой войны. Высоко над головой -- купол храма, слева и справа -- монументальные «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» Тьеполо. Акустика, естественно, несколько гулкая. Она мешает слушать вокалистов, которые не хотят перестраиваться и продолжают «давать звучка». Она же маскирует несостоятельность пианистов, которые плохо учились в ДМШ и не в состоянии сыграть даже половины написанных нот. Идеально прозвучали бы здесь детские голоса, но этим летом, похоже, ничего подобного не предполагается. Наиболее велика вероятность услышать академический вокал (скажем, программу «Отклики любви. Воспоминание о Дезире Арто»), а также старинную музыку в исполнении камерного оркестра «Эрмитаж» либо ансамбля «Академия старинной музыки». Единственная неприятность, которая может поджидать на подступах к «Колоннаде»: в зале меньше ста мест, и билеты, как правило, раскупаются заранее. В этой ситуации можно попытаться просочиться в нижнюю церковь, где слышно абсолютно все, причем ничуть не хуже. Можно, наконец, просто прогуляться по колоннаде, там тоже слышимость неплохая.
В руинах Царицына концерты идут все лето. Пристанищем им служит Оперный дом, который вопреки своему названию никогда не видел оперных спектаклей, да, в общем, для них и не годится. Правда, и Царицыно императрице Екатерине тоже в свое время так и не пригодилось... Осенью в Оперном доме бывает холодновато, зато в теплое время года это превосходная концертная площадка. В это лето по выходным в 16.00 в Царицыно выступают то вездесущий камерный оркестр «Эрмитаж» под руководством Алексея Уткина, то ансамбль «Концертино», то гитарист Юрий Кузнецов, а чаще других -- Инструментальный театр Сергея Судзиловского с собственным абонементом «Музыкальный калейдоскоп в Царицыне».
В усадьбе Кусково на протяжении всего лета -- фестиваль «Музыка в музеях, дворцах и усадьбах Москвы и Подмосковья». Концерты проходят по вторникам и начинаются в 19.00. В программе камерно-инструментальная музыка от Гайдна до Гершвина, никакого вокала, старинная музыка занимает достаточно скромное место. Среди участников фестиваля -- ансамбли «Ладъ», «Экселенте», трио имени Рахманинова, «Брамс-трио», Российский струнный квартет, «Доминант-квартет», камерный оркестр Musica viva.
Пожалуй, единственное место, где слова о «возрождении традиций» не вызывают ни тени сомнения, -- Останкинский дворец. Помимо смутных, теряющихся во мгле веков преданий о былой музыкальной славе здесь существует многолетняя традиция фестиваля «Шереметевские сезоны в Останкине». Граф Шереметев в свое время принял мудрое решение строить летний дворец исключительно из дерева -- в результате здесь прекрасная естественная акустика. Не говоря уже о том, что это единственный в Москве функционирующий театр XVIII века, пусть до сценического аутентизма здесь еще очень далеко: никак не родится в России механик, который заставит работать старинную машинерию.
Зато аутентизм музыкальный здесь в чести. По средам, четвергам и субботам Останкинский театр, как правило, в распоряжении музыкантов, играющих на исторических инструментах. Недавно завершился фестиваль «Вивальди и его время», в котором участвовали камерные оркестры Cantus firmus и «Эрмитаж», ансамбли «Орфарион», «Классик-ансамбль», Credo, «Телеман-консорт», «Ладъ», Moscow Baroque, «Солисты барокко» и Russian baroque soloists. Вивальди играли, Вивальди пели, Вивальди даже танцевали: Театр старинного танца под руководством Натальи Кайдановской показал хореографические версии концертов «Ночь» и «Пастушка».
Но наибольшее число сюрпризов и экстравагантностей ожидается в Останкине в августе. Впереди «Контрасты флирта и любви» в исполнении «контр-дуэта» -- контральто Татьяны Атавиной и контратенора Олега Усова -- и программа «Светское творчество Максима Березовского», подготовленная дирижером Теодором Курентзисом с оркестром исторических инструментов Pratum Integrum. И помимо всего прочего еще два балетных спектакля, сочиненных Натальей Кайдановской. В «Благородстве дам» оживает хореография итальянского Ренессанса. «Стихии (Огонь. Вода. Воздух. Земля)» Жан-Фери Ребеля, предназначавшиеся автором для ведущих танцовщиков Парижской Оперы, полностью вписывались бы в наши представления о рококо, если бы первый номер этого балета («Хаос») не открывался долгим кластером. Нажмите разом столько клавиш фортепиано, сколько сможете, и вы услышите нечто подобное!
Анна БУЛЫЧЕВА