|
|
N°144, 07 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Избирательная кампания -- это психоз»
Марк УРНОВ, председатель фонда «Экспертиза»:
-- Градус накалится. Люди в Думе нервные, соответственно, возрастет компонент полемики. Будет значительно больше популизма, изобличений. Будет более идеологизированно, более склочно. А уж по каким поводам люди будут друг с другом пикироваться в оскорбительной форме -- поводы всегда найдутся. С моей точки зрения, вползание в избирательную кампанию напоминает нарастающий интеллектуальный и эмоциональный дефект, некоторый психоз. Все становится куда более примитивно, эмоции без каких-либо обертонов -- грубее, понятнее. Причем не только у депутатов. У избирателей, прессы то же самое. Начинают жить по грубым, малоинтересным законам коммунальной кухни. Но это цена, которую надо платить за существование демократии. Как только начинается избирательная кампания, общество всегда слегка сходит с ума. Потом очухивается. Конечно, есть люди, по поводу которых я могу сказать, что они вряд ли будут драться. Григорий Явлинский, Ирина Хакамада, Борис Надеждин точно не будут. Есть в Думе люди с культурными ограничителями, которые даже в этой обстановке будут вести себя цивилизованным образом. А есть люди некультурные или сознательно с себя снимающие культурные ограничители.
Это всеобщий закон демократии. Избирательная кампания есть либо острый, либо мягкий общественный психоз. Выберут, все расслабятся, и начнется совсем другая жизнь.
Алексей МАКАРКИН, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий:
-- Что касается принятия бюджета, конфликты будут в переносном смысле. В кулуарах люди будут тихо-мирно делить, лоббировать. По-моему, у нас ни разу бюджет не принимался с кулачными поединками. Законы по местному самоуправлению в третьем чтении.
На самом деле драка или какая-нибудь другая форма обструкции достаточно распространена в различных странах. Но в основном странах с несложившейся демократией. В Англии, например, депутата нельзя называть даже по фамилии, а только «уважаемый депутат от такого-то округа». Пока произносишь эти слова, эмоции уходят. Драки в азиатских парламентах бывают -- в Южной Корее, на Тайване. Но там это скорее связано не со стремлением понравиться избирателям, а с действительно накалом страстей. Там обычно сражаются правящая партия и оппозиция. Дело в том, что в азиатской политической традиции принято многие решения принимать консенсусом. Если даже у правящей партии -- большинство, все равно она должна учитывать мнение оппозиции. И вот когда правящая партия пытается провести какой-нибудь закон и плюет на мнение меньшинства, меньшинство иногда переходит к решительным шагам вплоть до физических средств. Это некое возмущение против нарушений правил консенсуса. В странах европейской демократии несколько иные правила: там большинство может особого внимания на меньшинство не обращать, потому что большинство и меньшинство там неантагонистичны. У нас такая драка имеет два уровня. С одной стороны, это тоже протесты против того, что не учитывается мнение меньшинства. Когда коммунисты пытались заблокировать вход на трибуну... Земельный кодекс --- это похоже на азиатскую модель. Есть акции, которые применяют депутаты или политические силы, ориентированные на маргинального избирателя. Это вызывающие пиаровские мероприятия, которые очень любит господин Жириновский. Его выходка в конце весенней сессии была связана как раз с этим фактором. Однако Жириновский в общем-то пока один. Посмотрим, удастся ли переизбраться господину Федулову, который является Жириновским от радикального антикоммунизма. Если вспомнить скандалы и конфликты в парламенте, то всем их участникам, кроме Жириновского и Шандыбина, это ничего не приносило. Жириновский таскал за волосы депутата Евгению Тишковскую, и она провалилась на выборах. Николай Лысенко сорвал крест с Глеба Якунина, и оба не попали в следующую Думу. Вспомним яркого политика Марычева, который, несмотря на то что переодевался в кого угодно и наделен актерскими способностями, по округу провалился, и с тех пор его не видно и не слышно.
Скандалы помогают раскрутиться только в двух случаях: когда у тебя уже сложившаяся репутация скандалиста и стабильный электорат, как у Жириновского, либо твердые позиции в округе, как у Шандыбина. Скандалы как средство политического пиара работают в меньшинстве случаев.
Крупных спорных документов, способных всколыхнуть оппозицию, я пока не вижу. Возможно, они последуют. Что касается акций второго типа, для этого пригоден любой проект постановления. Можно даже инициировать какое-нибудь скандальное постановление, которое наберет в результате голосов 20.
Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ, директор Центра стратегического анализа и прогноза:
-- Избиратель не смотрит телевизор постоянно и не вникает в политический процесс. До него доносятся только отголоски. Какой отголосок громче, эффектнее, тот и донесется. Это неизбежно во всех странах. И у нас депутаты используют драки и агрессию только для одной простой вещи -- привлечь к себе внимание. Агрессивный он или нет -- неважно, главное, чтоб телекамеры были. Нужен шокинг. Чем хорош Жириновский -- он отвязный. И сможет хорошо выступить на выборах тот, кто такой же отвязный, как Жириновский. Для этого необязательно таскать кого-либо за волосы и морду бить соседу-депутату. Можно это словом сделать. Я с большим интересом жду уровня отвязности этой кампании. Симптомы есть. Некоторое время назад лидер Народной партии Геннадий Райков сказал о борьбе с, извиняюсь за выражение, «пидорасами». Все подумали, что он решил бороться с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Но мало кто понял, что в народе это слово означает другое. Это синоним слова «редиска» -- «плохой человек». Это стало символом для определенной части населения. Кто еще найдет такие приемы, неизвестно. Но все будут искать такие шокирующие вещи. Какие поводы для скандалов найдут депутаты, трудно предсказать. Но я знаю, что депутатам дадут сделать все при условии, что они примут бюджет. Конечно, будут и фантастические законопроекты, кто-то праздники все переменить предлагал. Какой-нибудь Брынцалов опять закричит, что у всех должна быть зарплата 2000 долларов.
Михаил ТАРУСИН, директор департамента социально-политических исследований АРПИ:
-- У каждой известной личности, которая так или иначе влияет на свой рейтинг или рейтинг своей партии, есть имиджмейкеры. Они строят линию поведения, говорят, как одеваться. В предвыборную кампанию трибуна Государственной думы -- это одна из платформ продвижения своей пиаровской политики. И вполне естественно, что команды, которые работают с депутатами, будут рекомендовать вести себя так или иначе. Возможно, раздавать какие-то нелепые обещания, возможно, вцепляться в галстук своему оппоненту. Но лишь тогда, когда на верхних этажах Госдумы работают телекамеры. Жириновский с телекамерами и Жириновский без телекамер -- это два совершенно разных человека. То же самое будет происходить с другими людьми. К сожалению, интересы к проявлениям низменных страстей человеческих в природе у населения всего земного шара.
Леонид СЕДОВ, ведущий научный сотрудник ВЦИОМ:
-- На сегодняшний день 6% населения поддерживает Жириновского. Это маргинальный электорат, который ждет от него скандала. Но есть избиратели другого типа. Если какая-нибудь скандальная история случится с Явлинским или на него будет найден компромат, это оттолкнет от него избирателей. Что можно сказать о том же Жириновском? Он позволил себе те замечательные матерные высказывания в адрес Буша, но его электорат этого или не заметил, или не понял. Ведь у него достаточно проамериканский электорат -- молодые люди, пэтэушники, которые к Америке хорошо относятся. Но их это не только не оттолкнуло, но и, наоборот, привлекло. Потому что сама форма подачи важна, а кого он поливает -- без разницы. В следующую сессию, думаю, много споров вызовет бюджет. Все будут показывать, как они защищают народ, борются за статьи бюджета.
Полосу подготовили Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА и Наталья РОЖКОВА