Время новостей
     N°144, 07 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.08.2003
Вентспилс потерял надежду
На возвращение российской нефти
Акционеры латвийской компании Ventspils Nafta (VN) уже не верят, что Россия когда-нибудь возобновит экспорт нефти через их терминал. По мнению президента компании Яниса Адамсонса, было бы наивно полагать, что ситуация со временем улучшится, поскольку Россия быстро наращивает собственные транзитные мощности в портах Балтии. Так что рассчитывать VN может только на поставки по железной дороге. Правда, даже в этом случае акционеры латвийской компании должны в ближайшее время найти себе инвестора. Между тем в «Транснефть» подобных предложений от них пока не поступало.

Ventspils Nafta -- нефтяной терминал незамерзающего латвийского порта Вентспилс с пропускной способностью 16 млн т нефти и 12 млн т нефтепродуктов в год. 47,87% акций компании принадлежит Latvijas Naftas Tranzits (объединение предприятий, занимающихся перевалкой нефти и нефтепродуктов, фактически контролируется шестью предпринимателями, причем оперативным управлением занимается один из них -- мэр Вентспилса Айварс Лембергс). Еще 42,68% принадлежит правительству Латвии, из которых 5% передается в собственность Latvijas Naftas Tranzits, которая должна расплатиться за них в течение трех лет.

Еще год назад «Транснефть» стала сокращать объем перевалки сырья через терминал, а с января этого года комиссия по доступу к магистральным трубопроводам под руководством вице-премьера Виктора Христенко окончательно исключила это направление из графика экспорта. Чуть позже представители российской транспортной компании заявили, что готовы возобновить экспорт нефти через Вентспилс, но только в том случае, если терминал частично перейдет в собственность «Транснефти». По мнению госкомпании, в VN необходимо вложить около 140 млн долл., но не будучи акционером порта, российская сторона не намерена этого делать. Правда, затем стало известно, что в «Транснефть» весной поступило письмо, в котором акционеры VN предлагали купить у них часть пакета акций компании, которую в скором времени планируется выделить из состава VN. Это дочернее предприятие под названием Ventspils Nafta Terminаls будет заниматься только перевалкой нефти и нефтепродуктов, поскольку деятельность всего концерна VN, как заявляют его представители, связана еще и с полиграфией, издательским и гостиничным бизнесом, недвижимостью, а также судоходством. Однако «Транснефть» отклонила это предложение, посчитав цену пакета -- 70 млн долл. --слишком высокой. Не помогло даже посредничество латвийского МИДа, который обратился со специальной нотой в посольство России с целью восстановить экспорт нефти через терминал.

Теперь в компании основные надежды возлагают на сырье, которое поступает по железной дороге. Именно железнодорожные перевозки, как заявил г-н Адамсонс на прошедшем на днях собрании акционеров VN, станут основным источником дохода для латвийского нефтетерминала. Также он сообщил, что в этом году в Вентспилсе начнут строительство новой железнодорожной эстакады, которую планируют сдать в эксплуатацию уже к середине следующего года. Она позволит увеличить грузооборот терминала с 12 млн до 17 млн тонн нефтепродуктов в год. Пока же по железной дороге в среднем ежемесячно терминал получает около 300 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов. Правда, в июле грузооборот достиг рекордных 530 тыс. тонн. Тем не менее прибыль, которую VN ожидает заработать в этом году, может составить 30 тыс. долл. против 4,5 млн долл. за прошлый год.

Между тем Россия постоянно наращивает собственные трубопроводные мощности. В частности, в прошлом месяце Балтийская трубопроводная система (БТС) увеличила объем транспортировки с 12 млн до 18 млн тонн в год. К декабрю этот показатель достигнет 30 млн тонн, а к середине следующего лета -- 42 млн тонн в год. При этом надо учитывать, что железнодорожные перевозки окупают себя только при высоких ценах на сырье.

Как заявляют в «Транснефти», акционеры VN больше не обращались в российскую компанию с повторным предложением о продаже части акций терминала. Впрочем, по словам вице-президента компании Сергея Григорьева, сейчас это направление не сильно интересует «Транснефть», поскольку вопрос нехватки экспортных мощностей, остро стоявший в начале года, уже решен. Ранее вице-президент заявлял, что в середине следующего года, после расширения БТС, «Транснефть» окончательно потеряет интерес к VN.

Правда, как заявляли ранее некоторые аналитики, шансы на покупку акций нефтетерминала есть и у ЮКОСа. В самой компании не комментируют эту информацию. Кроме того, в начале июля посол США в Латвии Брайен Карлсон после встречи с министром экономики Латвии Юрисом Луянсом заявил, что американские инвесторы готовы вкладывать деньги в порт, но настороженность у них вызывает неясная структура акционерного капитала VN. Посол пригласил министра осенью посетить Соединенные Штаты и ознакомить американских предпринимателей с возможностями ведения бизнеса в Латвии.

Владимир СКРИПОВ, Вильнюс, Денис РЕБРОВ