|
|
N°144, 07 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бюджетная пристрелка
Правительство выстраивает оборону от депутатов
Сегодня Минфин должен внести в правительство проект бюджета на 2004 год. Однако этого может и не произойти. Причина -- разногласия между разработчиками проекта и центристами в Думе. Противоречия выявились вчера в ходе новой, второй уже по счету встречи министра финансов Алексея Кудрина с лидерами центристских фракций. После которой он и сделал признание, что внесение проекта бюджета в правительство может быть отложено.
Проблема в том, что центристы, вроде бы согласившись с правительственными бюджетными приоритетами, обозначили и свои, на которых намерены теперь настаивать.
Депутаты уже начали соревноваться в раздаче бюджетных предвыборных обещаний. Центристам удалось сделать это раньше всех, так как именно их первыми пригласили на «нулевое» чтение проекта бюджета, то есть на рассмотрение его основных характеристик до официального внесения и в правительство, и в Думу.
Уже известно, что депутаты будут просить о дополнительных средствах и на армию, и на антитеррористическую деятельность, и на зарплату бюджетникам. Впрочем, не только на это. «Единству», к примеру, кажется, что бюджетными деньгами необходимо дополнительно поощрить высокотехнологические отрасли. К таковым оно относит развитие Интернета. Развивать Всемирную паутину в стране фракция предлагает при помощи целевой программы «Электронная Россия».
По некоторым позициям правительство уже уступило депутатам. И на армию, и на оборонный заказ дополнительные деньги скорее всего найдутся. На гособоронзаказ г-н Кудрин уже пообещал выделить дополнительно 10 млрд руб. Повезет и бюджетникам. Им перепадет на зарплаты на 20 млрд руб. больше, чем было запланировано первоначально. Выделение дополнительных денег регионам для бесперебойной выплаты зарплат стало главным вчерашним завоеванием центристов. Дело в том, что лишение регионов со следующего года доходов от налога с продаж (который упраздняется с 1 января) создаст в их бюджетах дыру размером 60 млрд руб. Дума еще с весны настаивала на том, чтобы в бюджете-2004 были предусмотрены средства в помощь регионам, которые не смогут выполнить свои обязательства по выплате зарплат.
Компенсационных налоговых мер (налогов, передаваемых от федерального на региональный уровень), как уверяли депутаты, будет мало. Правительство предложило сформировать резервный фонд для помощи тем, у кого выпадающие доходы будут значительно выше дополнительных налоговых поступлений. Первоначально Белый дом соглашался лишь на 10--15 млрд руб., депутаты настаивали на 20 млрд. Вчера Минфин предпочел в этом вопросе уступить.
Но на этом уступки с его стороны пока закончились. Как заявил вчера г-н Кудрин, Минфин не против увеличения в 2004 году финансирования ряда статей, но лишь в рамках общей цифры расходов, которые запланированы в следующем году на уровне 12,54% ВВП (речь идет о расходах, не связанных с обслуживанием госдолга). Иными словами, рост финансирования одних статей возможен только за счет других.
Минфин категорически не согласен с тем, чтобы финансировать дополнительные расходы за счет прироста доходов бюджета-2004, который образуется в связи с пересмотром параметров бюджета по оптимистическому сценарию. Как пояснил вчера министр экономического развития и торговли Герман Греф, перерасчет бюджета на основании оптимистического сценария увеличит его доходы на 25 млрд руб. Эти деньги должны пойти в стабилизационный фонд, а его средства нельзя использовать для финансирования допрасходов.
Поэтому, как заявил г-н Кудрин, главная задача сегодня -- уточнить приоритеты внутри бюджетных параметров, уменьшив при этом второстепенные и неэффективные расходы. Что правительство посчитает второстепенным, выяснится только тогда, когда проект бюджета будет ему представлен.
Ирина СКЛЯРОВА