|
|
N°47, 19 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заложники требуют компенсации
Осталось выяснить, кто виноват в угоне российского самолета
Группа пассажиров российского самолета Ту-154, угнанного в конце прошлой недели чеченскими террористами в Саудовскую Аравию, решила подать в суд на организаторов злополучного рейса. В субботу, почти сразу после возвращения из плена, в аэропорту Внуково несколько бывших заложников распространили рукописное заявление за подписью более 30 человек, в котором потребовали возмещения морального и материального ущерба, нанесенного в результате захвата самолета.
Как говорится в обращении, пассажиры рейса 2806, совершавшего полет по маршруту Стамбул--Москва, требуют выплатить компенсацию за подрыв здоровья (на борту катастрофически не хватало медикаментов, воды и просто свежего воздуха), за пропавшие во время теракта и штурма самолета вещи и деньги, а также в целом за стрессовую ситуацию, вызванную действиями террористов, которые в свою очередь стали результатом пренебрежения вопросами безопасности. Адресовали авторы это заявление компании «Пан-Украина», поскольку именно она, как известно, организовывала чартер в Турцию, и именно ее реквизиты значились в авиабилетах, купленных пассажирами самолета. Хотя, судя по тону заявления, пассажиры сами еще толком не знают, кого же именно винить в происшедшей с ними трагедии -- в документе они просят обратить на них внимание и авиакомпанию «Внуковские авиалинии», которой принадлежит самолет, и власти Стамбула, и российские правоохранительные органы.
В любом случае пассажиры полны решимости от кого-то из них добиться ответа и тем самым создать очень важный прецедент. Удастся ли заложникам рейса 2806 хоть как-то восполнить свои потери, совершенно очевидно, обусловленные не только действиями террористов, вчера еще никто уверенно сказать не мог, однако никто это не торопился и опровергать. Так, один из экспертов по туризму сказал вчера в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей», что если иск к «Пан-Украина» будет принят, то эта компания вполне может переложить некоторые претензии на собственно авиакомпанию -- в части жалоб на нехватку медикаментов, плохую работу вентиляции в самолете, а также на службы аэропорта Стамбула, которые пропустили на борт террористов с оружием.
Впрочем, наибольшую проблему для истцов, судя по всему, составят не выяснение отношений с конкретными фирмами, а с официальными властями. Именно они занимаются расследованием эпопеи с захватом самолета, и именно на этих данных будут основываться большинство претензий пассажиров. А правоохранительные органы, учитывая особенности отношений России с Турцией и Саудовской Аравией, вряд ли согласятся оглашать те или иные оплошности, допущенные властями этих стран.
Так, представители ФСБ и прокуратуры, опрашивавшие после прилета пассажиров самолета, категорически отказывались вчера комментировать появившиеся сообщения о том, будто стюардесса Юлия Фомина погибла отнюдь не от ножа террориста Супьяна Арсаева, а от пули одного из командос, штурмовавших самолет. Хотя, совершенно очевидно, что истинная причина была известна еще в субботу, как только тело погибшей доставили во Внуково -- отличить ножевую рану от огнестрельной может и не специалист.
Впрочем, для оценки российским руководством действий саудовских властей в целом такие детали по большому счету значения не имеют. Главное -- что чеченские террористы признаны именно таковыми и, возможно, будут выданы России, а также то, что санкцию с российской стороны на применение силы давал, по имеющимся сведениям, лично Владимир Путин.
Виктор ПАУКОВ, Александр РАСКИН