|
|
N°144, 07 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Пусть будет Осетия без границ -- с севера и с юга. Как «Врачи без границ»
Южная Осетия, бывшая автономная область в составе Грузинской ССР, хочет войти в состав России. На днях премьер-министр непризнанной республики Герасим ХУГАЕВ предложил дезавуировать подписанное в конце 90-х в Австрии соглашение «Об основах политико-правовых отношений между сторонами в грузино-осетинском конфликте», которое, по мнению Цхинвали, оставляет право Грузии претендовать на Южную Осетию. Наш корреспондент в Тбилиси Михаил ВИГНАНСКИЙ взял интервью у премьера Южной Осетии.
-- Урегулирование грузино-осетинского конфликта принято считать максимально успешным. Но вопрос статуса Южной Осетии, несмотря на усилия посредников -- России, ОБСЕ, -- никак не решится. В чем дело?
-- Соглашение об основах политико-правовых отношений, подписанное прежним руководством Южной Осетии, было несвоевременным, непродуманным и навязанным нам. Тем более что его проект не согласован полностью. Ситуация не созрела. Прежнее наше руководство пошло на серьезные уступки грузинской стороне, что может создать почву для политического и силового натиска против Южной Осетии.
-- Как реагирует Москва на ваши заявления о намерении войти в состав России?
-- Какая-либо реакция -- это не столь важно. Главное, чтобы наши проблемы решались в Цхинвали. Не в Москве, не в Тбилиси, но в Цхинвали. Чтобы стало понятно, в чем дело, надо вернуться в 1991 год. Тогда на всесоюзном референдуме Южная Осетия в отличие от Грузии проголосовала за сохранение СССР. Спустя год, уже на нашем собственном референдуме, мы проголосовали за независимость. Нас в большей степени интересует объединение с Северной Осетией. Осетины -- разделенный народ. При СССР эта проблема не была столь чувствительной.
-- Сколько граждан России сейчас проживает в Южной Осетии?
-- 56% от общих 90 тысяч.
-- Как же вы намереваетесь строить отношения с Грузией?
-- Пусть будет Осетия без границ -- и с севера, и с юга. Как «Врачи без границ».
-- Как вы считаете, в Грузии есть те, кто выступает за силовое решение проблемы Южной Осетии?
-- Это было бы сумасбродством. Но, действительно, в Грузии есть политики, которые не раз высказывались за применение силы против Южной Осетии. Над нами летают грузинские самолеты, вертолеты...
-- Гарант стабильности -- это...
-- Только и только российские миротворцы, которые недавно отметили 11-ю годовщину пребывания в Южной Осетии.
-- Но их всего батальон. Нет необходимости увеличить контингент?
-- На сегодня они справляются с обязанностями достаточно успешно. Но если напряженность усилится, то потребуется увеличить численность российских военных.
-- Доверия к Тбилиси нет?
-- Доверие к грузинскому народу есть. Но есть грузинский народ, а есть интересы определенных грузинских политических кругов.
-- В Цхинвали стали критиковать ОБСЕ. С чем это связано?
-- Посредники не должны выходить за рамки своей миссии. В начале 90-х Южная Осетия перенесла не только вооруженный конфликт, но и два разрушительных землетрясения. Наши инфраструктура, экономика были почти полностью стерты с лица земли. Ущерб на душу населения составил полмиллиона долларов. Сейчас, когда международные организации предлагают нам гуманитарную помощь, они часто увязывают ее с политическими уступками. Это по меньшей мере непорядочно.
-- Насколько тесно вы сотрудничаете с другими непризнанными республиками -- Абхазией, Нагорным Карабахом, Приднестровьем? В прошлом году Южная Осетия и Абхазия договаривались провести совместные военные учения, эти планы в силе?
-- В силе. Мы объясняем их необходимостью защиты наших жизненных пространств. Для этого каждому из нас нужны союзники. Наиболее верные -- государственные образования. Такие же, как мы. С ними мы дружим, общаемся. Связи в основном социально-экономические. В случае военной надобности тоже поддержим друг друга.
-- Какова судьба осетинских семей в Панкисском ущелье? Ведь их там было до пяти тысяч.
-- С чеченским присутствием в Панкиси в последние годы осетины там стали изгоями. Кто мог, выехал самостоятельно. Там осталось процентов десять от прежнего числа осетин. Они постоянно просят нас и Северную Осетию о помощи -- вывезти, обустроить. Они и сейчас подвергаются в Панкиси притеснениям. Мы готовы их принять, только наши возможности ограничены.
-- И последнее. На грузинский рынок идет РАО «ЕЭС России». Насколько мне известно, Южная Осетия уже давно сотрудничает с российскими энергетиками?
-- С 1993 года. Свет у нас круглые сутки. Есть задолженность перед РАО -- 1 млн 187 тыс. долларов. Но это долги, накопленные в конце девяностых. Покрыть их должна Грузия в рамках межправительственного соглашения с Россией, которое было подписано в 2000 году. К сожалению, Грузия это обязательство пока не выполнила.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ