|
|
N°143, 06 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Памяти митрополита Антония
В Лондоне на девяностом году скончался митрополит Антоний Сурожский, старейший из иерархов Русской Православной Церкви (в сан епископа он был возведен еще в 1957 году), богослов всемирной известности, пастырь, чье мудрое слово было внятно и интимно дорого многим тысячам внемлющих -- не только православным, не только церковно верующим. Умер один из самых удивительных наших современников, жизнь которого может послужить основой как для интеллектуального романа, так и для жития.
Будущий владыка Антоний, Андрей Борисович Блум родился 1914 году в Лозанне, в семье русского дипломата, после революции не вернувшейся в отечество. Россия и русская культура были дороги Андрею Блуму и остались высокими ценностями, когда в 1939 году он тайно принял монашеский обет. Больше России он любил только Бога и человека. Потому выполнял свой человеческий, врачебный (он был медиком по образованию) и пастырский долг в антифашистском подполье. Потому, ни в коей мере не симпатизируя советской власти, остался в лоне Русской Православной Церкви, стал епископом, а с 1966 по 1974 год был экзархом патриарха в Западной Европе. Потому он неустанно проповедовал, веря, что Бог никогда не оставляет человека, а в человеке -- пусть дурном, грешном, завороженном гордыней «самости» и богоборчества -- сохраняется начало Создателя. Он веровал, а его проповеди и беседы, транслируемые русской службой Би-би-си и распространяемые самиздатом, обращали к Богу граждан далекой и родной страны, где государственной религией был провозглашен воинствующий атеизм. Владыка Антоний не раз подчеркивал, что он обращается к каждому -- ибо если Господь любит каждого, то к этому идеалу должен стремиться и монах, и священник, и мирянин, полагающий себя верующим.
Около года назад митрополит Сурожский обратился к священноначалию с просьбой отпустить его на покой. Трудное решение было принято лишь на последнем заседании Священного Синода, состоявшемся 30 июля. На покое тяжело больной владыка пробыл лишь несколько дней -- не для покоя был он создан. В решении Синода говорится: «Неустанными заботами митрополита Антония из небольшого русского прихода в Лондоне возросла известная европейская епархия Московского Патриархата, объединившая не только русскую православную диаспору, но и людей иных национальностей». Православные Лондона говорят, что смерть владыки стала окончанием целой эпохи в истории епархии. Все это справедливо, но скорбеть по владыке Антонию и вчитываться в его мудрые и ясные книги будут и далеко от Англии. Прежде всего в России, всегда дорогой вещему сердцу митрополита Сурожского.
«Время новостей»