|
|
N°144, 07 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битвы на Тверской
В галерее «Риджина» экспонируются военные картинки
Неважно, кому принадлежит после битвы после сражения. Гораздо интереснее начало борьбы. Когда в чистом поле, море, пустыне (романтическом пейзаже) в отсутствии смерти и истины сходятся помериться силами могучие и знаменитые. В своем новом проекте «Битвы» концептуалист «по праву наследования», основатель группы «Медицинская герменевтика», автор скандальной книги «Мифогенная любовь каст» Павел Пепперштейн изобразил сражения всех со всеми. Изящные и бессмысленные. Черным акрилом на длинных белых холстах. Чудовищная смесь «Бури в пустыне», операции «Возмездие», звездных войн, исторической памяти и патриотического воспитания. Тщательно артикулированный бред. Ночной кошмар художника-графика.
Воюют все: свастики против глаз, корабли адмирала Кронена против яиц, животные против звезд, танки генерала Катукова против ангелов. Битвы без грязи и крови, в черно-белом формате, элегантные и самозабвенные. Павел Пепперштейн вспоминает нелегкое детство сына концептуального художника (одновременно -- иллюстратора детских книг): игры в войнушку, картинки доподросткового периода. В общем, все то, из чего сделаны -- разрази их нелегкая -- мальчики. Отлично подкованный в истории искусств художник ссылается не на опыт беспощадного в изображении кровавой правды войны реалистического баталиста Верещагина. Ему ближе супрематические изображения битв, знаменитый плакат Эль Лисицкого «Клином красных бей белых», агрессия которого ограничивается боевитым названием и удалым динамизмом геометрических форм. На бумаге и холсте битвы прекрасны. А от крови супрематизм, конструктивизм, концептуализм и Павел Пепперштейн так же далеки, как древние миротворцы и современные правозащитники.
С одной стороны, бессмысленность войны и антивоенный пафос, с другой -- причудливая графика битвы, единственное оправдание стремительного действия и клокочущей страсти. В общем, искусство вечно. Война -- тоже. Главное не конкретизировать, поскольку отдельные конфликты обсуждать невозможно, все слишком быстро меняется местами в этом лучшем из миров.
Батальный жанр, сильно недооцененный нашим актуальным искусством, кажется, уверенно входит в моду: «Армейские девушки» Сергея Браткова и военно-детский проект группы AEC Action Half life украшают сейчас летнюю выставку в Московском Доме фотографии. Так, видимо, и должно быть в воюющей стране, в сражающемся мире. Поначалу художники и галеристы робели соревноваться в силе воздействия с реальными шокирующими событиями, которые в достатке поставляет нам телеэкран. И даже жаловались на шок, пережитый 11 сентября у телевизоров. Теперь как-то осмелели. Тем более что война приблизилась к самым стенам галереи «Риджина». Выставка открылась 22 июня к очередному, неюбилейному воспоминанию о начале войны, а уже в июле в Москве гремели взрывы и гибли люди. Последний взрыв случился совсем недалеко от расположенной на Тверской галереи. Столь нежданное вторжение правды жизни почти в самые игрушечные битвы, выставку актуализировало и, видимо, послужило поводом ее не закрывать, как планировалось, а наоборот, продлить до конца августа.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ