|
|
N°143, 06 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взрыв на все пять звездочек
Индонезийские исламисты сеют панику среди иностранцев
Вчера в полдень в центре индонезийской столицы Джакарты прогремел мощный взрыв. Заложенная в автомобиль бомба сработала перед входом в 33-этажный пятизвездочный отель «Мариотт». Нижние этажи гостиницы получили значительные повреждения, пострадали соседние здания, сгорели десятки припаркованных поблизости машин.
В морги доставлены 13 тел, но ближе к вечеру на пятом этаже гостиницы команда Красного Креста обнаружила человеческую голову, которую приписали 14-й жертве взрыва. Человеческие останки найдены и на месте взрыва. Полиция гадает, был ли это невезучий прохожий или бомбист-самоубийца.
Среди погибших оказался нидерландский банкир -- в прошлом Индонезия в течение нескольких веков была голландской колонией. 49-летний Ханс Винкельмолен был президентом «Рабобанк Дута Индонезия» -- филиала голландского «Рабобанка». Он завершал трехлетний срок работы в стране. В момент взрыва банкир обедал на первом этаже гостиницы с преемником -- тот остался жив, хотя и попал в больницу с серьезными ранениями. На вчерашний вечер Ханс был единственным погибшим иностранцем. Среди 150 раненых восемь иностранцев, в том числе граждане США.
Гостиница «Мариотт» была открыта американцами в сентябре 2001 года, рядом с ней посольства и штаб-квартиры транснациональных компаний. В гостинице часто проводило мероприятия американское посольство. Вице-президент Индонезии Хамза Хаз предположил, что теракт направлен против интересов США.
Почерк террористов напоминает прошлогоднюю октябрьскую трагедию на курорте в Бали -- тогда взрыв автомобиля у дискотеки, переполненной молодыми иностранными туристами, унес жизни 202 человек, в том числе более 80 австралийцев. Тень подозрения и на этот раз падает на группировку «Джамаа исламия».
Эта версия кажется вероятной еще потому, что завтра суд должен вынести приговор по делу о взрыве в Бали. Бывшему механику Амрози бин Нурхасиму, которого обвиняют в покупке микроавтобуса для подрыва дискотеки, грозит смертная казнь или пожизненное заключение. Злоумышленник (он брат другого главного подсудимого -- Мухласа) получил, как и его старший родственник, прозвище «смеющийся бомбист» -- он тоже заразительно хохочет перед телекамерами, ни в чем не сознается и ни о чем не сожалеет. Возможно, «Джамаа исламия» хотела дать понять, что никакие суды ей нипочем.
Считается, что «Джамаа исламия» связана с «Аль-Каидой», за плечами ее боевиков опыт Афганистана и Ближнего Востока. После свержения диктатуры Сухарто в 1998 году исламисты вернулись в Индонезию для борьбы за создание единого мусульманского государства на Малайском архипелаге. Если поначалу исламисты нападали на местные христианские церкви и торговые центры, то после событий 11 сентября они переключились на иностранцев. Действовали они и в соседних Сингапуре и Таиланде.
Теракт отвлек внимание индонезийцев от другого важного события -- вчера в Джакарте был приговорен к трем годам заключения генерал-майор Адам Дамири. Он стал самым высокопоставленным индонезийским военным, наказанным за преступления против гражданского населения в Восточном Тиморе, причем совершенные уже после проведенного в 1999 году под эгидой ООН референдума о независимости. Мало кто верил, что ему дадут хоть какой-то срок, поскольку ослабленное борьбой с исламскими радикалами и сепаратистами государство сильно зависит от поддержки армии. Трагедия у «Мариотта» повысила шансы генерал-майора Дамири быть оправданным судом более высокой инстанции.
Александр ЛОМАНОВ