|
|
N°143, 06 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как по маслу
Отношения России и Малайзии достигли космических высот
«Keranamu Malaysia» -- «Малайзия для тебя». Этот слоган Владимир Путин мог прочитать в Куала-Лумпуре на каждом шагу, начиная от самых больших в мире башен-близнецов в деловом центре столицы и заканчивая въездом в Путраджайя -- фешенебельную канцелярию премьер-министра Малайзии. Заметно, что малайзийцы ужасно гордятся своей столицей. Поэтому в беседе с королем страны российский президент подчеркнул, что чрезвычайно впечатлен Куала-Лумпуром. А когда король с удовлетворением отметил, что в России обучаются около четырехсот малайзийских студентов, Путин сделал королю и личный комплимент, показав, что знает о его прозвище «народный раджа».
Путина встретили на площади у парламента полным набором торжественных церемоний. Наиболее выразительно выглядели склоненные перед российским президентом малайзийские знамена. По сравнению с этим даже большой желтый зонт, которым постоянно укрывали Путина от палящего солнца, не казался уже особенным знаком внимания. В свою очередь российский президент не изменил своей традиции, сумев-таки минут на пять опоздать к началу церемонии. Наверное, поэтому слегка перегревшиеся на солнце музыканты заметно фальшивили, исполняя российский гимн.
Однако все это мелочи на фоне наконец-то подписанных трех соглашений между Россией и Малайзией: о научно-техническом сотрудничестве, о сотрудничестве в области информационных и телекоммуникационных технологий и, главное, о поставке в Малайзию в 2006--2007 годах 18 боевых многофункциональных самолетов Су-30МКМ. Стоимость контракта -- 900 млн долл., и обе стороны весьма довольны условиями сделки. Она сопровождается так называемыми офсетными соглашениями. О них газете «Время новостей» рассказал глава концерна «Рособоронэкспорт» Сергей Чемизов, подписавший самолетный контракт. Согласно малайзийским законам, сказал он, любая закупка военной техники за рубежом должна сопровождаться встречными закупками малайзийских товаров. В случае с «Сухими» таким товаром станет пальмовое масло, которое Россия должна закупить на 30% от суммы контракта. При этом малайзийские фирмы хотят сами продавать на внешних рынках покупаемое Россией масло. Это упрощает дело, поскольку маслом нам торговать не с руки, а за самолеты мы все равно получим живую валюту.
Кроме того, в рамках проходившего здесь третьего российско-малайзийского делового форума было подписано еще шесть соглашений. Среди них -- о закупке для нужд полиции двух вертолетов, Ми-17 и Ми-171 (модификация известных вертолетов Ми-8), на сумму 19 млн долл., включая сервисное обслуживание. Москва рассматривает Малайзию как ворота для продвижения продукции своего ВПК на обширные оружейные рынки Юго-Восточной Азии, но упреки в подстегивании гонки вооружений в регионе отвергает. В случае с Малайзией это справедливо. Начиная с азиатского экономического кризиса конца 90-х годов страна по решению премьера Махатхира ввела эмбарго на закупку вооружений, что и уберегло Малайзию от глубокой экономической депрессии. Последней серьезной закупкой авиатехники в Малайзии стало приобретение эскадрильи российских МиГ-29 в 1994 году. И только в конце 2001 года Махатхир снял эмбарго, чтобы частично переоснастить вооруженные силы. Закупаются подводные лодки во Франции, БТР в Турции, фрегаты в Италии и даже танки в Польше.
Россия, кроме прочего, поможет запустить группу малайзийских спутников, предназначенных для зондирования территории страны. Один такой спутник уже запущен с космодрома Байконур. Условия контракта еще обсуждаются, но речь может идти о многих миллиардах долларов. Обсуждается и перспектива полета первого малайзийского космонавта. Премьер Махатхир предложил этот проект еще во время прошлогоднего визита в Москву. Речь идет не о космическом туризме, а о передаче малайзийцам уникального российского опыта подготовки космонавтов и о проведении интересующих Куала-Лумпур экспериментов на орбите, например в области биотехнологий. Вчера Владимир Путин пообещал г-ну Махатхиру «обязательно осуществить» малайзийскую космическую одиссею, на что малайзийский премьер ответил: «Моя страна воодушевлена такой перспективой».
Под занавес визита Путин получил еще один подарок. Руководство Малайзии, как нынешнее -- в лице премьера Махатхира, так и будущее -- в лице Абдуллы Бадави (сегодня вице-премьера, а с осени -- премьера страны), обещало Москве поддержку в ее стремлении вступить в Организацию Исламская конференция (ОИК). В начале, возможно, в качестве наблюдателя, а затем и постоянного члена. В России проживают около 20 млн мусульман, и, как сказал Бадави, он разделяет желание России участвовать в деятельности ОИК. Такое заявление Куала-Лумпура стоит дорого, если учесть, что осенью, после саммита ОИК в Куала-Лумпуре, Малайзия становится председателем этой организации.
После того как Путин вручил Махатхиру орден Дружбы, тот сказал с неожиданным душевным подъемом: «Раньше (в советские времена. -- Ред.) Малайзия не могла согласиться ни с чем, что делалось в России. Сегодня все иначе. Российская политика во многом соответствует малайзийской. Зачастую она идет вразрез с политикой, которую ведут наши бывшие партнеры. Мы рассчитываем, что Россия будет играть важную роль в установлении многополярного мира». Под «бывшими партнерами» Махатхир подразумевал западные державы, и в первую очередь США.
Неизвестно, согласится ли президент России строить свою политику «вразрез» с Вашингтоном, но теперь Москва может рассчитывать на изменения в свою пользу геополитического баланса в Юго-Восточной Азии, где Малайзия пользуется значительным влиянием. Малайзийская пресса подчеркивает, что президент России -- лидер третьего государства из так называемой «коалиции несогласных» с иракской войной, побывавший с визитом в этом году в Малайзии после канцлера Германии и президента Франции. Вчера поздно вечером Владимир Путин вылетел из Куала-Лумпура в Самарканд, где он встретится сегодня с президентом Узбекистана Исламом Каримовым.
Аркадий ДУБНОВ, Куала-Лумпур