|
|
N°143, 06 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дайте доступ
Без общественного надзора борьба с коррупцией малоэффективна
Российские правозащитники отметили 40 дней со дня начала «охоты на оборотней». Они называют ее «полезной показухой», но считают, что настоящая борьба с коррупцией невозможна без создания системы общественного контроля над работой правоохранительных ведомств. «Когда МВД начало эту акцию, нам хотелось бы, чтобы за громогласными обвинениями последовала бы каждодневная работа по борьбе с коррупцией, -- сказал вчера на пресс-конференции исполнительный директор Движения за права человека Лев Пономарев. -- Однако мы пока не замечаем никаких изменений, в частности по делам, находящимся на нашем контроле. У наших организаций -- десятки конкретных примеров бездействия прокуратуры, произвола милиции, фальсификации дел, но ответа по существу мы не можем добиться».
Председатель комитета Движения за гражданские права Андрей Бабушкин также уверен, что добиться возбуждения уголовных дел или проверки фактов применения пыток невероятно трудно. «И из прокуратуры Москвы, и из Генеральной прокуратуры наша организация получает в основном отписки, -- сказал он. -- Нужна ли нам такая громоздкая, дорогостоящая, но крайне неэффективная система защиты наших прав»?
Правозащитники давно хотят создать систему общественного контроля, включающую, в частности, оценку работы следователя или сотрудника милиции подследственным и потерпевшим, обязательное реагирование на информацию о пытках, немедленное принятие мер по звонкам по «горячему телефону». А также чтобы при назначении нового прокурора Москвы мнение общественности обязательно учитывалось.
Однако пока о взаимодействии с общественными организациями объявил только Минюст. Также вчера прошло первое заседание общественного совета при министре юстиции РФ по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы. В состав совета вошли все те, кто много лет добивался его создания, -- и Андрей Бабушкин, и Людмила Алексеева, и Валерий Абрамкин, и протоиерей Дмитрий Смирнов. Председателем избран известный правозащитник Валерий Борщев. Всего, по данным начальника Главного управления исполнения наказаний Минюста России Владимира Ялунина, с ГУИН сотрудничают 350 общественных и правозащитных организаций, которые следят за соблюдением прав осужденных и арестованных.
К сожалению, остальные силовые ведомства примеру Минюста пока не последовали. «Мы запросили МВД о количестве дел, связанных с коррупцией, однако даже эта информация, как нам ответили, является «служебной тайной», -- сказал руководитель Общества повышения правовой культуры «Щит» Герман Иванцов.
Ирина БЕЛАШЕВА