|
|
N°142, 05 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Олигарх прыгнул навстречу смерти
Почему покончил жизнь самоубийством глава концерна «Хендэ»
Вчера трагически погиб Чон Мон Хон -- сопредседатель одной из крупнейших южнокорейских корпораций «Хендэ» (Hyundai). 54-летний олигарх разбился, выбросившись с 12-го этажа штаб-квартиры корпорации в центре Сеула. Страстный сторонник восстановления корейского единства, Чон встречался с северокорейским лидером Ким Чен Иром, и его тесные деловые контакты с Пхеньяном помогали сдерживанию напряженности вокруг ядерной программы КНДР.
Несмотря на высокое положение в обществе, Чон Мон Хон находился под следствием и не раз вызывался на допросы.
Прокуратура выясняла его роль в разразившемся в январе этого года скандале вокруг первой встречи лидеров Северной и Южной Кореи -- Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна. Она состоялась в Пхеньяне в июне 2000 года. После нее южнокорейский президент Ким, покинувший свой пост в феврале этого года, стал лауреатом Нобелевской премии мира. А вот верного ему олигарха обвинили в том, что он организовал прорывной саммит, фактически дав взятку северокорейцам.
Это компания «Хендэ» помогла своему правительству заплатить Пхеньяну 100 млн долл. в обмен на его согласие провести у себя межкорейский саммит. В июне этого года Чон заявил суду, что корпорация выплатила КНДР аж 500 млн долларов. По его словам, деньги пошли на получение эксклюзивных прав для реализации на Севере крупных экономических проектов. Следствие, обвиняя Чона в фальсификации финансовой отчетности корпорации, настаивало, что взятка Пхеньяну имела место. За это ему грозило пожизненное заключение.
Чон Мон Хон был пятым, младшим сыном основателя «Хендэ» -- легендарного магната Чон Чжу Ена, которого в Южной Корее считают одним из тех, кто превратил разоренную войной 1950--1953 годов Республику Корея (РК) в передовую индустриальную державу. После смерти в 2001 году основателя «Хендэ» корпорация распалась на ряд фактически независимых компаний.
Перед тем как совершить самоубийство, Чон написал три письма -- жене, сотрудникам «Хендэ» и президенту Но Му Хену. В них он, не указывая причин, заставивших его покончить с собой, просил прощения у супруги, товарищей, главы государства и «всего корейского народа». Он также настаивал на продолжении работы заложенных им совместных с КНДР предприятий. А нынешний южнокорейский президент Но отметил большой вклад покойного в развитие межкорейского сотрудничества.
Александр САМОХОТКИН