|
|
N°142, 05 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цена возвращения
Деньги за жилье беженцам обещают выдать в Чечне
Федеральная миграционная служба МВД вновь обещает покончить к осени с палаточными городками беженцев в Ингушетии. «Позор палаточной эпопеи должен быть прекращен», - заявил вчера руководитель ФМС Игорь Юнаш. Правда, г-н Юнаш подчеркнул сугубо добровольный характер возвращения: «Наша цель - помочь выехать в Чечню тем, кто хочет это сделать». Тем, кто не хочет, ФМС обещает помочь устроиться в Ингушетии. Г-ну Юнашу даже удалось достичь компромисса с гуманитарными организациями: «Мы встречались с ними, они соглашаются, что количество желающих вернуться возрастает. Раньше они настаивали, что помощь беженцам должна оказываться только в Ингушетии, а сейчас готовы переориентировать эту помощь в Чечню».
Разговоры о необходимости переселения жителей палаток под нормальную крышу в последние три года традиционно начинаются к концу лета. Но до сих пор реально свернут был только один палаточный лагерь - и то в разгар декабрьских холодов, с вытекающим из этого скандалом. Правда, на этот раз наступление осени удачно совпало с выборами в Чечне, а врио президента республики Ахмат Кадыров явно считает возвращение беженцев одним из приоритетов своей предвыборной программы. Его чиновники в последнее время днюют и ночуют в Ингушетии, в правительстве Чечни работает специальная оперативная группа по вопросам возвращения людей, и даже префектам чеченских районов предписано заботиться о репатриации.
По официальной статистике ФМС МВД, в Ингушетии все еще остается около 60 тысяч беженцев. В палатках уже четвертый год живут 13 тысяч человек. К осени миграционные власти планируют вывезти в Чечню хотя бы этих, наиболее обездоленных переселенцев. Для них уже готовы 7000 мест в так называемых пунктах временного размещения в Чечне. Остальных планируется разместить в частном секторе. Еще беженцам отдадут вагончики, в которых нашли временный приют жертвы прошлогоднего паводка.
Видимо, ко дню выборов - 5 октября - свернуть все палатки все равно не получится. Во всяком случае, г-н Юнаш пообещал проследить, чтобы их жителям была предоставлена возможность голосовать. Их или отвезут на избирательные участки в Чечню, или устроят участки прямо в палатках, как это было во время мартовского референдума.
Миграционщики надеются, что беженцы сами хлынут назад, через административную границу, как только в Чечне начнутся выплаты компенсаций за разрушенное жилье - по 350 тысяч рублей на семью. Первые выплаты, по словам г-на Юнаша, начнутся уже в сентябре. Но в самих палаточных лагерях несколько скептически относятся к компенсациям. За их выплату власти принимались и в прошлую войну, но до конца дело так и не доводили. Да и среди тех, кто все же рассчитывает получить деньги, много «невозвращенцев»: они хотят вернуться в Чечню за деньгами, а потом использовать их в качестве «подъемных» для переезда в другие регионы. Они полагают, что Чечня все еще остается местом, мало пригодным для жизни. В Самашках, например, на днях неизвестными была похищена несовершеннолетняя Эльза Кацаева. Власти пообещали родственникам во всем разобраться, но о судьбе девушки до сих пор ничего неизвестно. Ее односельчане уже три дня блокируют в знак протеста движение по трассе Ростов - Баку. Понятно, что из относительно благополучной Ингушетии в Чечню рвутся немногие. Но миграционные власти оптимизма не теряют: по данным г-на Юнаша, заявления о возвращении подали даже 8 семей из Тверской области.
Ирина БЕЛАШЕВА, Иван СУХОВ