Группа МДМ и некоторые другие акционеры «Новосибирскэнерго» продали акции энергокомпании
В составе акционеров «Новосибирскэнерго» уже второй раз в этом году происходят изменения. На этот раз 6,233% акций энергокомпании продал кипрский офшор Delmenio Investments Limited, подконтрольный МДМ-банку (у него осталось 0,067%). Кроме того, на 7,5% уменьшил свой пакет доверительный управляющий «Газинвест» и на 9,5% -- номинальный держатель «Тройка Диалог». Таким образом, 23,3% акций «Новосибирскэнерго» поменяли хозяина. При этом в официальном сообщении компании говорится лишь о том, что 5,9% акций приобрел офшор Виргинских островов Romos Limited. Кому достались остальные 17,3% акций -- непонятно. Более того, раньше процент голосующих акций и доля в уставном капитале энергокомпании у акционеров совпадали, теперь же этого нет. Очевидно, говорят эксперты фондового рынка, бумаги и доли сознательно перетасовываются, и нельзя исключить, что это происходит на фоне слухов о возможном возобновлении Генпрокуратурой дела о продаже государственных акций «Новосибирскэнерго» в частные руки в годы губернаторства Виталия Мухи. Ни в МДМ, ни в РАО «ЕЭС России» информацию об изменениях в структуре акционерного и уставного капиталов «Новосибирскэнерго» вчера не комментировали.
Ценные бумаги новосибирской энергокомпании уже который год преследуют громкие скандалы. Последний случился в апреле этого года, когда в совет директоров «Новосибирскэнерго» не попал ни один представитель РАО «ЕЭС России». Как оказалось, в начале года более 20% акций энергокомпании были перепроданы, причем достоверно известно, что 6,3% отошли офшору Delmenio, подконтрольному группе МДМ. Вполне возможно, что остальные акции также оказались у структур Андрея Мельниченко, так как именно такой ход событий теоретически мог помешать РАО, владеющему около 14% акций «Новосибирскэнерго», провести в совет директоров своих представителей. Однако некоторые эксперты не исключали, что зампред правления РАО Михаил Абызов, структуры которого, как считается, контролируют значительный пакет акций энергокомпании, просто
«переложил акции из одного кармана в другой». Уже тогда начали ходить слухи о намерении Генпрокуратуры «вспомнить» дело о том, как из новосибирской госсобственности исчезли 18% акций энергокомпании -- губернатор Виталий Муха провел сделку по зачету долгов с компанией ОРТЭК, которой тогда руководил г-н Абызов, и в результате акции оказались в частных руках. Затем они были много раз перепроданы, однако все эксперты уверены, что г-н Абызов не утратил контроля над энергокомпанией, а, наоборот, нарастил его. Две недели назад, когда уже началась «атака на крупный бизнес» в лице ЮКОСа, в информагентствах появлялась информация о том, что прокуратура намерена активизировать работу по закрытому в 2001 году делу, однако прокуроры опровергли эту информацию. В то же время член правления РАО Андрей Трапезников в заявлении на эту тему утверждал, что «вброс в СМИ откровенной дезинформации может преследовать определенные цели", в частности, снижение стоимости акций. "В течение последнего года мы были свидетелями информационной войны, развязанной против менеджмента РАО "ЕЭС России", -- заявлял тогда г-н Трапезников, -- что негативно отразилось на курсе ценных бумаг энергохолдинга. При этом на фондовом рынке велась активная скупка акций РАО".
На следующий рабочий день акции "Новосибирскэнерго" были успешно проданы группой МДМ. Причем нельзя исключать, что как раз структурам топ-менеджеров РАО. Дело в том, что компания Romos Ltd.уже была в числе акционеров «Новосибирскэнерго» в 2001 году. Правда, тогда она была зарегистрирована на Гибралтаре и владела лишь 3,33% акций энергокомпании. В мае 2001 года разразился скандал, когда на собрании акционеров «Новосибирскэнерго» был избран новый гендиректор компании. Прежний руководитель Виталий Томилов, активно поддерживаемый местной властью, отказался покидать свой кабинет и доказывал, что собрание акционеров было нелегитимно: по его мнению, в нем не имели права участвовать акции, которые в свое время достались ОРТЭК, но к 2001 году уже сменили хозяина. В их число входили и бумаги Romos Ltd. Очевидно, эти акции принадлежали сторонникам РАО в конфликте, возможно, предполагает начальник аналитического отдела одной из инвесткомпаний, структурам финансового директора энергохолдинга Дмитрия Журбы. Логично, говорит он, что после двух лет перекладывания акций из одной подконтрольной менеджменту РАО структуры в другую акции вновь вернулись вроде бы в тот же Romos, но уже как бы в другую -- на этот раз виргинскую -- компанию.
МДМ же, по мнению аналитика Brunswick UBS Федора Трегубенко, вышла из «Новосибирскэнерго» потому, что ей не удалось вписать компанию в создаваемую вертикально интегрированную угольно-энергетическую структуру. Дело в том, что у «Новосибирскэнерго» есть давний поставщик угля -- компания «РАТМ-Энерго», которая, как всегда считалось, подконтрольна местным властям. «РАТМ-Энерго» является посредником и, очевидно, закупает топливо у структур МДМ (так как практически все сибирские угольные разрезы теперь подконтрольны этой группе). Вероятно, предполагает г-н Трегубенко, МДМ не смогла ликвидировать посредника, следовательно, «Новосибирскэнерго» стало ей неинтересно.
Что же касается выборов нового состава совета директоров энергокомпании, то они состоятся 18 августа. Однако скорее всего состав совета не будет отражать реальной структуры собственности, так как дата закрытия реестра для участия во внеочередном собрании акционеров -- 1 июля, а очередная перепродажа акций состоялась 21 июля. Следовательно, акционерам придется еще раз собираться и исправлять ситуацию. «Фактически частная компания, и такой вот бардак», -- резюмировал г-н Трегубенко.