Время новостей
     N°140, 01 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.08.2003
Крутой суданский вираж
Точка в деле российских летчиков еще не поставлена
Вчера из Хартума на родину вернулся российский летный экипаж, задержанный суданцами 21 июля. Транспортный вертолет Ми-26Т, арендованный тверской авиакомпанией «Вертикаль-Т», с опознавательными знаками ООН летел через Судан в Демократическую Республику Конго (ДРК) для участия в работе миссии ООН. Как сообщил корреспонденту «ВН» по телефону из Хартума временный поверенный в делах России в Судане Алексей Григорьев, «все 13 россиян вернулись в Москву». «Насколько я могу судить, -- сказал г-н Григорьев, -- контракт с ООН будет выполняться. Просто сейчас сюда приедет другой экипаж, перегонит из Судана в Конго вертолет, и вертолет продолжит работу по контракту».

Несмотря на счастливое возвращение летчиков (а благодарить за это им надо МИД России, который принял самое активное участие в освобождении земляков), суданцы не считают вопрос закрытым, ведь затронут имидж страны. Тем более, старший группы захваченных россиян и гендиректор авикомпании «Вертикаль-Т» Владимир Скурихин вчера обвинил Хартум в преследовании летчиков. Он заявил, что виной всему «военный психоз» в стране, из-за которого суданские спецслужбы и допустили ошибку.

Возможно, эти заявления и разозлили суданцев, которые намерены продолжить расследование инцидента, и это несмотря на то, что посол Судана в России г-н Фадлялла Аль-Хади Ибрагим на днях счел его исчерпанным. Хартум уверяет, что вертолет останавливался в южных районах страны, где вот уже 20 лет воюют сепаратисты из Народно-освободительной армии Судана. Россияне якобы намеревались эвакуировать повстанцев, раненных в боях. И в то время, когда там проводились серьезные военные операции, подчеркнули газете «Время новостей» в посольстве Судана в России.

Первые допросы, говорят суданцы, только усилили подозрения. Тем более что суданские спецслужбы взяли этот вертолет на заметку еще в декабре 2002 года, когда он впервые появился над территорией страны. С тех пор при помощи глобальной навигационной спутниковой системы GPS суданцы определили, что вертолет и в этот прилет, и в прошлые садился в местах дислокации повстанцев. Российские летчики уверяют, что это не так. «Ведь не со сверхзвуковой же скоростью мы летели», говорят они, чтобы еще и посадки делать. Кроме того, регистрационные номера и бумаги, свидетельствующие о том, что вертолет работает на ООН, были оформлены неправильно. Хартум допускает, что виноваты не летчики, а компания, которая владеет вертолетом.

«Суданцы уже обратились к нам за содействием в расследовании фактов этой истории, -- заявил нашему корреспонденту временный поверенный в Судане г-н Григорьев. -- По данным, которые мы имеем, вертолет в период с декабря 2002 года по июнь--июль этого года, когда он якобы совершал полеты над Суданом, вообще не покидал территорию России».

Валентина КУЛЯБИНА, Елена СУПОНИНА