Время новостей
     N°140, 01 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.08.2003
Дело пахнет керосином
Для военных транспортников самое страшное -- обилие горючего
В военно-транспортной авиации (ВТА) острый дефицит горючего, поэтому на все время летней боевой учебы летно-тактические учения отменяются. Они будут заменены командно-штабными, то есть проводимыми лишь на картах, в учебных классах и на авиационных тренажерах. Об этом, ссылаясь на информированный источник в военном ведомстве, сообщило вчера агентство Интерфакс. В июле военным транспортникам, по сведениям источника, на боевую учебу не было выделено ни литра горючего. Более того, усиливает эффект неназванный информатор, в настоящее время большинство аэродромов, закрепленных за ВТА, не имеет запасов топлива, за исключением неприкосновенного запаса на военный период. Керосин главкоматом ВВС выделяется только на грузовые перевозки.

После многочисленных заявлений министра обороны и главнокомандующего ВВС о том, что в последние два года число учений выросло в несколько раз, а налет на одного летчика увеличился более чем вдвое, вчерашнее сообщение выглядело как нонсенс. В главном штабе ВВС посчитали критику необоснованной, расценили ее как идеологическую диверсию и тут же резко отреагировали. Сообщение было опровергнуто. Отмен спланированных учений из-за нехватки топлива нет, керосин поступает бесперебойно. Более того, рационализаторы позволили сэкономить около 5 тыс. тонн топлива. В июле совместно с ВДВ проведено два учения в Рязанской и Ульяновской областях, десантировано около 20 единиц различной техники и грузов и 2 тыс. военнослужащих. Прошли показные занятия ВТА в Ивановской области. До конца года учения пройдут по плану. Причем начальник Генштаба контролирует такого рода мероприятия лично. С солдатской прямотой собеседник обозревателя газеты «Время новостей» в главном штабе ВВС сказал: «Если что-то из запланированного командир отменит, Квашнин ему оторвет все, что можно». Кстати, вчера начальник Генштаба вернулся из Приволжского военного округа, где опять потребовал учения, даже самые малые, не срывать.

В ВТА, надо сказать, с боевой подготовкой проще, чем, скажем, у истребителей. Транспортники в погонах имеют законную возможность подряжаться на коммерческие перевозки. Помимо того что за это неплохо платят, такого рода рейсы позволяют поддерживать летному составу профессиональные навыки. Действительно, какая разница, учебный это полет с пустым салоном или коммерческий с полным. Так сказать, оплачиваемая боевая подготовка. В результате годовой налет на одного летчика в 2002 году составил 68 часов. Значительно больше, чем в других родах авиации.

Впрочем, как видно, не всем нравится коммерциализация ВТА. По предположению источника газеты «Время новостей», скорее всего информация об отмене учений из-за нехватки керосина пошла от военных, настроенных именно так. И своя доля правды здесь есть. В лучшие годы количество полетов в интересах боевой подготовки, в частности на выполнение специальных заданий, составляло 10--12%, сегодня -- едва ли не на порядок меньше. Не до этого: ВТА ударилась в авиаперевозки -- военные и коммерческие. Ежедневно в воздух поднимается до 25 экипажей. И проблем с горючим нет никаких. «Военные транспортники могут сами закупать горючее, и проблем с ним нет вообще», -- открыл секрет собеседник газеты «Время новостей», хорошо знакомый с ситуацией в 61-й воздушной армии Верховного главного командования, в которую и сведены военно-транспортные формирования.

Но при этом склады ГСМ, предназначенные для боевой подготовки, пустуют. Логика проста. Если летать еще и на учебу, то через считаные месяцы вся техника станет на прикол, поскольку далеко не новые самолеты выработают ресурс. Об этом, еще будучи главкомом ВВС, предупреждал Анатолий Корнуков. Тогда придется отказаться от транспортных коммерческих перевозок. А это ведь неплохие деньги.

Николай ПОРОСКОВ