В Генпрокуратуре России вчера утром прошла закрытая коллегия, посвященная завершившейся недавно проверке деятельности прокуратуры Москвы. Как и
предполагала газета «Время новостей», на коллегии столичным прокурорам устроили настоящий разгром. Теперь уже бывшему прокурору Москвы Михаилу Авдюкову - он, как стало известно, еще в среду подал рапорт об отставке - был объявлен строгий выговор. Первого заместителя прокурора города Юрия Синельщикова освободили от занимаемой должности и уволили из органов прокуратуры с формулировкой «за систематическое ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в не обеспечении фактического улучшения надзора за предварительным следствием». И если прокурорская карьера Синельщикова на этом явно закончилась, то Михаила Адюкова почти сразу назначали на новый пост - советника Генерального прокурора.
Проверку прокуратуры Москвы с 3 по 23 июля проводила специальная комиссия, созданная по приказу Владимира Устинова. Она выявила масштабные нарушения: от «заказных дел» и слабого контроля за милицией, до откровенно укрывательства тяжких преступлений, в том числе убийств. Больше всего претензий проверяющие выдвинули зампрокурора Москвы Юрию Синельщикову. Тот решил не молчать и в среду обратился с открытым письмом к Владимиру Путину с просьбой защитить Моспрокуратуру от нападок Генпрокуратуры. Более того, в тот же день он дал интервью газете «Время новостей», где подверг серьезной критике позицию ведомства Владимира Устинова и пообещал более детально высказать свои претензии на вчерашней коллегии.
Газете «Время новостей» стали известны подробности «закрытой» коллегии. Первым на ней выступил замгенпрокуратура по Центральному федеральному округу Николай Савченко, который зачитал основные выводы комиссии. Потом слово было предоставлено «провинившейся» стороне. Михаил Авдюков привел несколько положений из доклада комиссии по трем уголовным делам, при расследовании которых Моспрокуратура допустила нарушения, и попытался по ним оправдаться. Следом за ним на трибуну поднялся Юрий Синельщиков, однако, по информации «Время новостей», никаких сенсационных разоблачений он так и не сделал. Зампрокурора Москвы просто стал цитировать из доклада конкретные эпизоды, по которым он сам либо прекратил дела, либо отпустил обвиняемых, и приводить доводы в свою защиту. Другой зампрокурора Москвы, Вячеслав Росинский, в свою очередь не согласился с выводами комиссии о том, что столичные прокуроры допустили нарушения при расследовании истории о деятельности крупной группы фальшивомонетчиков. Потом на коллегии выступили высокопоставленные сотрудники Генпрокуратуры -- Сабер Кехлеров, Александр Мыцыков, Александр Звягинцев, Василий Колмогоров, Александр Кизлык. Они в свою очередь сообщили, что с момента проводившейся несколько лет назад проверки Моспрокуратуры ситуация в ней только ухудшилась. Если тогда было выявлено 6 тысяч укрытых от учета преступлений, то в ходе нынешней работы комиссии таких преступлений установлено 9 тысяч. Все оправдания Моспрокуратуры о нехватке кадров выступавшие опровергли статистикой -- в других региональных прокуратурах людей гораздо меньше, а показатели значительно лучше. Более того, докладчики из Генпрокуратуры высказали прямое удивление позицией Моспрокуратуры: вместо того, чтобы решать, как преодолеть все сложившиеся проблемы, столичные прокуроры решили оправдываться по конкретным делам и апеллировать к СМИ.
Подытожил все выступления первый замгенпрокурора Михаил Бирюков. Он предложил для того, чтобы соблюдать объективность, исключить из проверки те выводы по конкретным уголовным делам, с которыми не согласился Юрий Синельщиков и где последний был одним из главных фигурантов. При этом г-н Бирюков подчеркнул, что в таком случае по данным эпизодам должны быть начаты доследственные проверки, которые либо опровергнут, либо подтвердят выводы комиссии. В последнем случае по факту нарушений необходимо завести уголовные дела за халатность, злоупотребление служебным положением и превышению должностных полномочий со стороны сотрудников Моспрокуратуры. Участники коллегии с такими предложением согласились и ряд конкретных дел убрали из доклада. Однако и без этого в отношении руководителей Моспрокуратуры были приняты строгие меры: Михаилу Авдюкову, Анатолию Зуеву (зампрокурора Москвы -- Ред.), вынесли строгий выговор, Вячеславу Росинскому -- просто выговор, Михаилу Никонову (зампрокурора) -- замечание, а Юрия Синельщикова вообще уволили. Последний вчера заявил журналистам, что с данным решением коллегии не согласен и будет оспаривать его через суд.
Михаил Авдюков явно был заранее готов к такому развитию событий и за день до коллеги написал Генпрокурору заявление с просьбой об отставке. Вчера он уже был назначен советником Владимира Устинова. «Такими профессионалами, как Авдюков не разбрасываются -- заявил наш источник в Генпрокуратуре. - Да, он не «потянул» как прокурор Москвы. Зато по другим направлениям способен выполнять свою работу на высочайшем уровне. Поэтому Устинов и назначил его своим советником».
О том, кто возглавит прокуратуру Москвы говорить, похоже, рано. «Реальные кандидатуры знает только Устинов, но его нет в столице. Генпрокурор проводит ряд совещаний в регионах», -- говорит наш источник. Пока исполняющим обязанности Моспрокурора является Анатолий Зуев, однако на этом посту его явно не утвердят. Появившиеся в СМИ сообщения о том, что должность моспрокурора якобы предложена начальнику международно-правового управления Генпрокуратуры Роберту Адельханяну наш собеседник опроверг: «Он человек очень амбициозный, но возглавить прокуратуру Москвы в силу определенных причин не сможет». По информации газеты, сейчас на должность прокурора Москвы рассматриваются три кандидатуры. «На втором и третьем месте в этом списке идут люди из Генпрокуратуры -- говорят источники газеты «Время новостей» в кругах, тесно связанных с ведомством Владимира Устинова -- Это бывший прокурор Нового Уренгоя, а ныне начальник одного из отделов Генпрокуратуры Сергей Васильев, а так же начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Генпрокуратуры Александр Кизлык. Однако, возможно, Устинов назначит какого-то нового, особо не «засвеченного» человека.