|
|
N°139, 31 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мнимое равенство
Объем социальных льгот в России составляет более 20% ВВП
Слова о том, что система государственной поддержки населения неэффективна и громоздка, давно стали расхожим утверждением и в предвыборных баталиях, и в период обсуждения бюджета страны на очередной год. Однако точными цифрами, во сколько обходятся стране эти льготы, никто из политиков пока не оперирует -- официальных подсчетов не ведется. По подсчетам же специалистов аудиторско-консалтинговой компании ФБК, потенциальный объем социальных льгот составляет 2,8 трлн руб., или 21,5% ВВП. Как говорится в представленном вчера журналистам аналитическом докладе, льготами в настоящее время пользуется 71% населения, а вся система льготирования охватывает в России 200 категорий получателей (103 млн человек).
Больше всего льгот предоставляется на транспортные услуги (почти 400 млрд руб.), на медицинские (133 мрлд руб.), санаторно-курортные (123 млрд руб.) и жилищно-коммунальные услуги (123 млрд руб.). Но эти цифры вертуальные. Льготы в полном объеме никогда не предоставлялись.
Сопоставляя потенциальный объем расходов на социальные льготы с доходами бюджета-2003, запланированного в объеме 4,1 трлн руб., аналитики делают вывод, что для полного покрытия социальных обязательств потребовалось бы выделить 68% бюджетных средств. Реально же на социальную поддержку населения предусмотрены траты в объеме лишь 10--15% расходов бюджета.
Подобное расхождение реальности с записанными в законе правами будет иметь место, по мнению экспертов, до тех пор, пока в системе социальных льгот сохранится так называемая «социалистичность». Убежденность населения в том, что государство обязано быть социальным, сохраняется с советских времен. Ситуация, когда льготы получают все, даже не особо в них нуждающиеся, скорее напоминает реализацию идеи всеобщего равенства, а не поддержку неимущих. К примеру, в Конституции записано, что Россия -- социальное государство, в котором охраняется «труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства».
Между тем в мировой практике объявление о социальности государства в главном законе страны является редкостью. Даже Швеция со своим «шведским социализмом» в конституции на первый план ставит форму правления и свободу печати, а вовсе не социальную направленность государства.
Хотя необходимость реформирования сферы социальных льгот назрела давно, любые попытки сузить права на получение финансовых преимуществ по-прежнему входят в число политически непопулярных мер. При этом начинать реформирование системы льгот, как считают аналитики, не обязательно с болезненных для большинства населения мер, таких как повышение пенсионного возраста. Для начала вполне можно отменить некоторые льготы по профессиональному признаку. По подсчетам экспертов, выиграть на этом можно круглую сумму. Например, отмена для доноров льготы по бесплатному изготовлению зубных протезов сэкономит бюджету 186 млн в год, бесплатные санаторные путевки милиционеров выливаются стране в 4 млрд 200 млн руб. ежегодно, а бесплатное обеспечение лекарствами судей обходится бюджету 10 млн рублей.
Список этих и прочих необоснованных, по мнению авторов доклада, льгот предполагается направить в правительство. Оперируя этими цифрами, кабинету министров будет легче объяснить популистски настроенным депутатам, что целью борьбы с льготами является не доведение нищих старушек до полуголодного существования, а ревизия системы социального обеспечения населения.
По словам главного экономиста компании «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, «нынешние льготы -- это не только бюджетные потери, пусть даже и «весящие» четверть ВВП». «Льготы -- фактор, разлагающий менталитет, -- считает он. -- Люди привыкли, что государство несет ответственность за все и вся. Между тем большинство льгот вводилось в 60--80-е годы, когда государство не могло обеспечить гражданам достойный заработок в виде реальных денежных доходов, поэтому щедро раздавало право на льготы».
Этих прав было роздано в свое время так много, что среди них оказались и совсем курьезные. По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, при составлении доклада они обнаружили и такие льготы, как право на «проезд в кабине машиниста» для сотрудников МПС и право на «хождение по путям».
Ирина СКЛЯРОВА