|
|
N°139, 31 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Единственным партнером России в создании оружия остается Индия
Чем ближе Московский авиакосмический салон, тем шире обсуждается вопрос, куда идет наш авиапром. В последние десятилетия практически все страны мира отказались от идеи сохранения национальной авиакосмической промышленности в пользу создания международных альянсов. Эти процессы уже активно идут: завершается создание единого европейского оборонно-промышленного пространства, появились элементы трансатлантической военно-экономической зоны. По новой модели работают и некоторые российские компании. Реутовское НПО машиностроения совместно с индийской Организацией оборонных исследований создает в рамках проекта BrahMos противокорабельную крылатую ракету. НПК «Иркут» и ильюшинское КБ изучают возможность разработки и последующего производства совместно с индийской корпорацией HAL тактического транспортного самолета Ил-214/MTA.
Есть и другие конфигурации такого рода программ. Российскими вертолетостроителями совместно с израильскими фирмами по турецким спецификациям создан ударный вертолет Ка-50-2. Фактически международными программами является строительство по индийским заказам истребителей Су-30МКИ и фрегатов проекта 11356. В прессе периодически циркулируют слухи о возможном создании истребителя пятого поколения совместно то ли с КНР, то ли с Индией. Есть предложения о международном использовании космической системы глобального позиционирования «ГЛОНАСС». Обилие проектов и партнеров говорит о том, что процесс перехода к кооперационной модели сотрудничества происходит стихийно и что государственная политика в этой области отсутствует.
Так какие же страны являются возможными и наиболее желательными партнерами для России? Если не считать государства СНГ, сотрудничество с которыми следует рассматривать особо, российские компании могут развивать отношения с тремя странами и одним межгосударственным объединением, с которыми уже с большим или меньшим успехом реализовывались совместные проекты. Это Индия, Китай, Израиль и Европейский Союз. Отметим сразу, что Китай и Израиль вряд ли когда-либо станут партнерами по действительно крупномасштабным проектам. Способность КНР инвестировать в совместные программы значительные ресурсы девальвируется высокими военно-политическими рисками. Дипломаты и политики могут сколь угодно много и убедительно говорить об урегулировании территориальных споров, стратегическом партнерстве России и Китая и прочем. Но российские военные прежде всего помнят об огромном китайском демографическом превосходстве и стремительно стареющей военной инфраструктуре Сибири. Главное же состоит в том, что Китай станет в обозримом будущем едва ли не единственным государством планеты, которое сможет позволить себе роскошь не вступать в межнациональные военно-экономические альянсы.
Израиль не имеет серьезных свободных финансовых ресурсов, но во многих случаях между российским и израильским ОПК наблюдается технологическая дополняемость, которая делает совместные продукты весьма конкурентоспособными. Однако два обстоятельства делают Израиль неприемлемым партнером. Во-первых, эта страна в военно-технической области не обладает суверенитетом. Решения о том, что проект истребителя Lavi должен быть закрыт, а сделка на поставку израильских радаров воздушного базирования в КНР аннулирована, принимались в Вашингтоне. Во-вторых, перехват арабами инициативы после начала новой интифады создает колоссальные политические риски для любого военно-технического проекта, реализуемого вместе с Израилем.
Близким к идеалу военно-промышленным партнером является Индия. Во-первых, в отношениях с этой страной полностью отсутствуют военно-политические риски, что выгодно отличает ее от КНР. Российские и индийские чиновники неплохо находят общий язык -- похоже, представления двух бюрократий о разумном соотношении персональных и общенациональных интересов весьма близки. С Индией наработан неплохой опыт реализации совместных программ. Наконец, быть может, самая привлекательная для международного партнерства российская компания -- НПК «Иркут» -- именно с Индией поддерживает наиболее интенсивные контакты.
В отношениях с Дели имеются и сдерживающие факторы: относительная финансовая слабость Индии и активное проникновение на индийский рынок израильтян и французов, а в последнее время -- и американцев. Как представляется, фундаментальной причиной происходящей на наших глазах попытки Индии развернуться в военно-технической области в сторону Запада является неверие в будущее России как высокотехнологичной державы. Россия должна разрушить свой образ деградирующей в технологическом и образовательном отношении страны. Именно поэтому так важно реализовать хотя бы один крупный общенациональный проект создания системы вооружения нового поколения, лучше всего -- боевого авиационного комплекса. Для сохранения стабильной динамики российско-индийские отношения должны получить новый мощный импульс, которым, на наш взгляд, должно стать взаимное проникновение индийского капитала в российский ОПК, а российского капитала -- в индийский аэрокосмический комплекс.
Вторым по привлекательности партнером России в области высоких технологий является Европейский Союз. Сотрудничество в собственно военной области на европейском направлении пока широких перспектив не имеет. Но Россия может и должна участвовать в европейских проектах, прежде всего в создании транспортного самолета А400М и гражданского лайнера сверхбольшой вместимости А380 -- в качестве производителя отдельных комплектующих и систем. Даже 5--7% объема производства в этих программах, на которые может рассчитывать Россия, принесут сотни миллионов долларов.
Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий, издатель журнала «Экспорт вооружений»