|
|
N°139, 31 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новый поворот в балканской политике России
Вчера в российском миротворчестве на Балканах была поставлена жирная точка. Последний из десяти эшелонов Российского воинского контингента в Косово (РВК) прибыл в Московскую область на станцию Нара. Во исполнение приказа Верховного главнокомандующего России к 1 августу все наши миротворцы с Балкан прибыли на места нового назначения: 650 военнослужащих РВК -- в Московский военный округ и 320 «голубых касок» из БиГ -- в Ленинградский ВО. Вывод наших сил с Балкан начался 5 июня, а закончился даже с опережением графика -- за несколько дней до часа «икс» 1 августа.
Наши миротворцы из РВК несли службу в тесном партнерстве с Международными силами по поддержанию мира в Косово (KFOR), но в прямое подчинение их командованию не входили. Это следствие нестандартного внедрения России в косовское урегулирование. Напомним, в 1999 году пока в НАТО, с которым Москва заморозила отношения из-за бомбардировок Югославии, размышляли о целесообразности российского присутствия в сербском крае, наш генералитет с согласия президента Ельцина предпринял «рокировочку» -- марш-бросок из Боснии в Косово через территорию Сербии.
На рассвете 12 июня 1999 года 200 российских десантников заняли Слатину, единственный аэродром Косово под Приштиной, столицей края. Россияне были первыми, и натовские ВВС остались без посадочных полос. Но подкрепление нашим десантникам потом прийти не смогло -- пронатовски настроенные бывшие братья по Варшавскому договору отказали в воздушных коридорах. В напряженной атмосфере начался торг о будущем косовского миротворчества. Ценою колоссальных дипломатических усилий кризис в отношениях России с Западом удалось спустить на тормозах. В итоге наше миротворческое партнерство в Косово растянулось на четыре года. А этой весной Москва объявила, что уводит своих миротворцев из региона.
Об этом объявил министр обороны России Сергей Иванов 13 мая на московском заседании Совета Россия--НАТО. Официальная российская версия: задачи, требующие военного присутствия, решены. Но неофициально российские эксперты, с которыми беседовал ваш корреспондент, приводят и иные основания этого решения:
-- использование элитных десантников для полицейских функций -- дорогое удовольствие (более 20 млн долл. ежегодно), при полной их деквалификации без соответствующих военных учений;
-- перспективы реализации резолюции Совбеза ООН по Косово №1244, принятой в 1999 году и признающей принадлежность края Югославии, спустя четыре года по-прежнему призрачны. К тому же, несмотря на все бравурные реляции, неалбанское население продолжает покидать Косово. В этих условиях неясно, стоит ли российским миротворцам «освящать» своим присутствием фактическое игнорирование линии ООН;
-- Союзная Республика Югославия, с которой российское участие в балканском урегулировании и согласовывалось, в этом году перестала существовать. На ее месте возникла Сербия и Черногория (СиЧ).
Кстати, россияне не единственные миротворцы, покинувшие Балканы. Причины у других были неполитические. Ряд западноевропейских стран (Португалия, Италия, Германия) озаботились здоровьем своих солдат из-за канцерогенных заражений Косово натовскими снарядами с обедненным ураном. Многие европейские пацифисты не приветствуют отправку на неспокойные по-прежнему Балканы молодых солдат. Ведь по разным причинам (включая преднамеренные убийства и бытовые разборки) некоторые из них возвращаются на родину в гробах. За годы балканского миротворчества погибли и 14 россиян.
Теперь российское присутствие на Балканах будет реализовываться политико-экономическими средствами. Россияне будут работать в гражданской полиции миссии ООН в Косово (122 сотрудника). Еще пять сотрудников МВД приедут в полицейскую миссию Евросоюза в Боснии и Герцеговине (БиГ). Также Москва намерена активно участвовать в решении балканских проблем через такие влиятельные международные форумы, как «большая восьмерка», Совет Россия--НАТО, контактная группа по бывшей Югославии.
Нынешние Балканы если и перестали быть «пороховой бочкой Европы», то кладовой всех современных вызовов и угроз, несомненно, являются. Наркотрафик (в минувший уикенд в Косово изъяли 18 кг героина), торговля оружием и людьми, национальный экстремизм и международный терроризм остаются характерными чертами балканской реальности. В конце июня стало известно о весенней сходке под Сараево (Босния) 150 лидеров международного терроризма из 50 исламских стран. Представители таких организаций, как «Аль-Каида», палестинские «Исламский джихад», ХАМАС, ливанская «Хезболлах», международные «Братья-мусульмане», «Активная исламская молодежь», объявили «джихад европейской расе». Глава МИД России Игорь Иванов не раз особо подчеркивал в последнее время, что проблемы на Балканах сохраняются. «Может, сегодня они не носят столь острого характера, однако они остаются, и их решение нельзя откладывать».
Катерина ЛАБЕЦКАЯ