|
|
N°138, 30 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ходорковского учат жить
Чтобы избавиться от претензий прокуратуры, ему советуют «прекратить войну с Кремлем»
Последние дни конфликта ЮКОСа с правоохранительными органами напоминают знаменитое стояние на реке Угре. Похоже, что все политические ходы, как со стороны компании Михаила Ходорковского, так и со стороны его противников, сделаны. Человек, от воли которого зависит развитие ситуации -- президент России Владимир Путин, -- по всей видимости, рассчитывает, что кризис, созданный его подчиненными, разрешится сам собой: перевес одной из сил станет столь весомым, что ему никакого решения принимать не придется. В этом смысле особенно показательно, какими словами Владимир Путин напутствовал вчера высших офицеров силовых ведомств на церемонии в Кремле. Он заявил, что в отношении экономических преступников «действовать нужно в рамках закона, жестко, последовательно, но не забывать о законных правах и интересах граждан», и пожелал офицерам милиции «не превращать вашу работу, которая должна вестись системно, и не только по линии МВД, в кампанейщину». «Методы и средства должны быть адекватны задачам, которые перед вами стоят», -- пояснил г-н Путин. Определение адекватности, видимо, останется на совести силовиков.
Стороны же конфликта заняты перегруппировкой сил. Она идет полным ходом, и пока не в пользу ЮКОСа. Вчера полностью «перегруппировался» спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Всего несколько дней назад он публично согласился с премьером Михаилом Касьяновым, что арест -- «чрезмерная» мера пресечения для подозреваемых в экономических преступлениях. Но после того, как в понедельник представительница Генпрокуратуры усмотрела в высказываниях г-на Касьянова признаки давления на суд, Сергей Миронов счел за благо передумать. «Как юрист я считаю, что у Московского городского суда при рассмотрении кассации по делу о заключении под стражу одного из владельцев «МЕНАТЕПа» Платона Лебедева были основания не изменять меры пресечения, -- заявил он Интерфаксу. -- Очевидно, что есть некоторые данные, которые не обнародуются публично, на основании которых суд принял решение». При этом г-н Миронов оказался почему-то не в курсе этих «некоторых данных», хотя их прокуратура тоже озвучила накануне (напомним, что Платона Лебедева не выпустили из тюрьмы из-за наличия у него трех загранпаспортов с открытыми визами, кредитных карточек и якобы стоящих под парами самолетов во Внуково-3). Очевидно, все это не смутило Сергея Миронова ни как юриста, ни как политика.
Политический характер «наезда» на ЮКОС вчера подтвердили скандально известные политологи Станислав Белковский и Иосиф Дискин. Именно под их руководством был создан доклад «Государство и олигархия», ставший, как считают многие, «идеологической базой» для противников Михаила Ходорковского. В этом докладе была описана угроза олигархического переворота и трансформации России в президентско-парламентскую республику с ограничением полномочий главы государства. «Основным идеологом подобной трансформации выступает глава НК «ЮКОС» Михаил Ходорковский», -- говорится в докладе.
Пресс-конференция гг. Белковского и Дискина выглядела одновременно попыткой публично откреститься от участия в кампании против ЮКОСа и явной демонстрацией причастности. На вопрос, каков их интерес в этой истории, был получен пространный ответ, суть которого можно свести к следующему: мы группа бескорыстных граждан, обеспокоенных безответственностью олигархов, интересы которых давно находятся в конфликте с нуждами России.
Гвоздем программы стало оглашение г-ном Белковским «советов Михаилу Ходорковскому, как перестать воевать и начать жить». Выглядело это как ультиматум с требованием капитуляции. Первым пунктом значится «прекратить бессмысленную и капиталоемкую информационную войну против первых лиц государства», вторым -- «оставить безуспешные попытки сформировать международную антикремлевскую коалицию», третьим -- «отложить реализацию проекта парламентской республики в России до 2005--2006 годов».
Олигархи как класс также не избежали «рекомендаций» г-на Белковского. «Только их ответственное отношение к собственному народу и готовность участвовать в решении его острейших социальных проблем есть гарантия сохранения их как правящего слоя России», -- предупредил их политолог. Если же коллеги г-на Ходорковского проявят «безответственность» и продолжат попытки реализовать политические интересы бизнес-сообщества, патриотичные политологи обещают все беды вплоть до пересмотра итогов приватизации. Правда, пока Иосиф Дискин говорит лишь о том, что эпохе приватизации необходимо дать «правовую оценку» путем запросов в Конституционный суд о соответствии практики приватизации действовавшим тогда законам. Он считает, что действующим лицам тех историй это ничем серьезным не грозит, поскольку все сроки исковой давности истекли. Но, как показывает история с ЮКОСом, при «правовой оценке» правоохранительные органы не могут сказать «а» и не сказать «б».
Алексей ГРИВАЧ, Андрей ДЕНИСОВ