|
|
N°138, 30 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Контр-адмирал милиции
Наводить порядок в Чечне будет по-прежнему чекист, но уже в милицейской форме
Руководители российских спецслужб и группировки федеральных сил в Чечне вчера отметили знаменательное событие: впервые в кресло начальника Регионального оперативного штаба (РОШ) по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе сел милиционер. Согласно указу президента Путина новым шефом РОШ стал замглавы МВД Юрий Мальцев. Представлять его местным силовикам вчера к восьми часам утра на главную военную базу федеральных сил в Чечне в Ханкале прибыли лично глава МВД Борис Грызлов и директор ФСБ Николай Патрушев. Впрочем, сразу же выяснилось, что столь серьезно обставленное «пришествие» милиции к руководству контртеррористической операцией, о необходимости которого федеральные власти говорили уже давно, носит в значительной мере декоративный характер. Поскольку сам Юрий Мальцев на поверку оказался милиционером «не настоящим». Замминистра МВД он стал одновременно с назначением начальником РОШ, а до этого всю сознательную жизнь проработал в военной контрразведке и именно в этом качестве находился на руководящих постах все того же РОШ в Чечне последние два с половиной года. Примечательно, что на момент назначения в милицию г-н Мальцев имел звание контр-адмирала.
Сама церемония представления нового главы РОШ прошла в рабочем порядке, по-военному быстро и просто. Присутствовал на ней только узкий круг руководителей республиканских МВД, УФСБ, администрации и военной группировки. Уже через полтора часа гг. Грызлов и Патрушев снова сели в самолет и улетели в Москву, торопясь в Кремль, на встречу президента Путина с высшими офицерами страны. Тем не менее все участники действа в Ханкале посчитали необходимым выступить со специальными заявлениями, подчеркнув его особую политическую важность для возвращения Чечни к мирной жизни.
«Обстановка в Чечне со времени, когда руководство контртеррористической операцией было возложено на ФСБ, изменилась принципиальным образом, и поэтому мы уходим от понятия «контртеррористическая операция» к понятию «поддержание общественного порядка», -- сказал Николай Патрушев. Глава ФСБ также констатировал, что боевики «уже не способны сорвать мирный процесс в республике». Г-н Грызлов со своей стороны подчеркнул, что в республике теперь на первый план выходит «обычная милицейская работа, связанная с поддержанием в городах и селах общественного порядка».
О планах передачи функции охраны порядка в Чечне от военных и ФСБ к милиции федеральные власти заговорили еще два года, изначально считая это принципиально важным политическим моментом. Общий контроль за ситуацией в республике именно со стороны МВД означал бы юридическое признание окончания не только полноценных боевых действий, но и вообще «чрезвычайного» статуса, закрепившегося за Чечней. В конце прошлого -- начале нынешнего года этот вопрос приобрел еще большее, международное значение. Представители ПАСЕ и других европейских гуманитарных и правозащитных организаций вполне справедливо указывали российским властям на расхождение слов и дел: если в Чечне все стало действительно так спокойно и хорошо, как утверждали наши генералы и дипломаты, то непонятно, почему условия жизни в республике продолжали определять военные и контрразведчики. Федеральные власти пытались решить эту проблему, но каждый раз карты им путали боевики, устраивавшие масштабные вылазки, что требовало неизбежного вмешательство войск. В конце концов было установлено, что передача командования операцией в руки милиционеров произойдет с 1 июля по 1 сентября этого года. Причем и это решение явно далось властям непросто: как раз в мае-июне сепаратисты провели в Чечне серию поистине грандиозных терактов.
Тем не менее «процесс пошел», и апофеозом его, понятно, должно было стать назначение в руководство РОШ конкретного милиционера. После этого для окончательного «взятия власти» МВД оставалось лишь завершить прием последних документов от прежнего командования -- замдиректора ФСБ РФ Анатолия Ежкова и сменившего его всего на несколько недель «войскового» замглавы МВД Михаила Панькова.
Но при нынешнем раскладе г-ну Мальцеву, по большому счету, дел принимать и вовсе не придется. Последнее время в РОШ он возглавлял одну из ключевых структур -- Оперативное управление, которое занимается разработкой всех основных специальных операций, проводимых на территории Чечни. В результате получается, что все оперативные материалы по противодействию боевикам у него как были, так и останутся, и для приведения РОШ в новое «милицейское» состояние самому г-ну Мальцеву надо будет лишь сменить удостоверение и прочие атрибуты принадлежности к другому ведомству. Примечательно, что сделанный в Москве выбор нового главы РОШ заставил внести и поправки в структуру МВД. Самих текстов указов президента по г-ну Мальцеву вчера еще никто не видел, но, по нашим данным, их было издано несколько -- собственно о назначении и об учреждении в МВД для него специальной должности еще одного, нового замминистра.
В самой Чечне назначение нового главы РОШ почти для всех стало полной неожиданностью. Собственно, чеченские милиционеры в частных беседах признались, что для них такой вариант смены власти в РОШ просто обиден -- назначение кадрового чекиста означает, что в Москве по-прежнему не доверяют республиканскому МВД. Гражданские же власти Чечни хоть и признали «полезность» формальной стороны передачи РОШ под «крыло» МВД, но больше отметили личные характеристики г-на Мальцева. Как рассказал нашему корреспонденту вице-премьер правительства Чечни Мовсар Хамидов, Юрий Мальцев -- человек в республике не новый, за время прежней работы в РОШ зарекомендовал себя как «профессионал, который знает ситуацию и легко находит контакт с людьми». По мнению г-на Хамидова, контр-адмирал по праву считался «мозгом» всей контртеррористической операции и успешные удары последнего времени по боевикам во многом именно его заслуга.
Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ