|
|
N°46, 16 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Высокие отношения
Россия быть угрозой не обязана, хотя могла бы
Президентам России и США Владимиру Путину и Джорджу Бушу не суждено встретиться до июля, когда они оба примут участие в саммите "восьмерки" в Генуе. Это стало окончательно ясно по итогам однодневного визита в Вашингтон главы Совета безопасности России Сергея Иванова, в рамках которого он провел переговоры с госсекретарем Колином Пауэллом и помощником президента США по национальной безопасности Кондолизой Райс.
Настрой американской администрации до начала переговоров с российским визитером был боевым. Колин Пауэлл заявил журналистам: "Мы должны прямо говорить России, что ей не следует заключать оружейных контрактов со странами вроде Ирана, у которых нет будущего. В принципе, наша российская политика не должна сильно отличаться от подхода США к СССР в 80-е. Мы говорили им, что нас беспокоит, -- они нам отвечали. Сейчас нужно быть столь же реалистичными". Сергей Иванов перед встречей также заявлял, что отношения должны стать "прагматичными" -- хотя вряд ли имел в виду то же, что и Пауэлл.
Похоже, что проведенные консультации так и не сгладили противоречия. "На самом деле пока никаких оружейных сделок с Ираном не подписано, -- заявил Иванов журналистам по итогам переговоров. -- Речь идет только о законных поставках обычных вооружений". В любом случае, заверил Иванов собеседников, Россия намерена поставлять в Иран только оборонительные типы вооружений. Кондолиза Райс комментировать 2,5-часовой разговор с Ивановым отказалась. Колин Пауэлл после беседы с главой Совбеза направился в сенат, где выступил на бюджетном комитете: "Наша цель -- не сделать из России лучшего друга или опять врага. Мы должны помогать им, когда это требуется, но не выбрасывать деньги на бессмысленные программы". "Россия -- больше не враг, -- отозвался президент Джордж Буш. -- Хотя, если она захочет этого, она вполне может стать для нас угрозой".
В общем, все остались "при своих". Если вспомнить, что так же закончилось и февральское рандеву главы МИДа Игоря Иванова все с тем же Пауэллом, происходящее начинает принимать облик стройной системы. Американская администрация, похоже, однозначно определилась, как разговаривать с Россией. Причем Москву отведенное ей Вашингтоном место не устраивает. Варианта два: либо Кремль согласится на диалог на американских условиях, либо попытается вести свою игру.
Создается впечатление, что Москва выбрала второе: как заявил Сергей Иванов, отношения с США находятся для России "в первом ряду", но вовсе не приоритетны. На первое место Иванов, которого американская пресса в один голос называет вторым по влиятельности политиком России, поставил СНГ, а на второе -- Европу. Что ж, если позиции двух стран действительно столь однозначны, Путину и Бушу, действительно, бессмысленно встречаться -- говорить все равно не о чем.
Евгений АНТОНОВ